Гость со звёзд улетел на реактивной тяге. Но это не космический корабль

Гость со звёзд улетел на реактивной тяге. Но это не космический корабль


В ноябре 2017 года астрономы нашли в Солнечной системе довольно странный объект, названный 1I/Оумуамуа, по-гавайски — «пришедший первым посланник издалека». Мало того, что его скорость и траектория движения явно указывали на то, что прилетел он из-за пределов системы, а на тот момент это был первый такой известный объект. Так он к тому же имел странную форму — сигарообразную, почти обтекаемую. А приблизившись к Солнцу, он ускорился и рванул от неё, как на реактивной тяге.

Поначалу Оумуамуа приняли за комету, но у него не было никаких характерных для комет признаков — ни пылегазового облака вокруг ядра, ни хвоста. А особенности движения заставили предположить, что объект искусственный — космический корабль или зонд. Поскольку люди ничего подобного сделать и запустить по такой траектории не могли, предположили, что объект инопланетный.

Однако при ближайшем рассмотрении странному движению Оумуамуа нашлось простое и естественное объяснение — он действительно улетел на реактивной тяге. Созданной испарением намёрзшего на него за время долгих межзвёздных странствий водорода.

Явление это может быть вполне распространённым — газа в межзвёздном пространстве более чем достаточно, и намерзать на первый попавшийся астероид ему абсолютно ничто не мешает. Реактивный же эффект возник из-за того, что астероид имеет вытянутую форму и весьма невелик — его максимальная длина всего 230 метров, так что даже довольно слабый нагрев от Солнца в нужном месте мог дать весьма заметное приращение скорости.

Как подсчитали исследователи, испариться таким образом могло до четверти объёма астероида, причём если большой, размером больше километра, и относительно круглый вполне мог бы этого и не заметить, то для маленького и причудливой формы Оумуамуа водород фактически послужил ракетным топливом, заставив метеорит демонстрировать поведение, которое учёные не раз видели у ими же управляемых зондов.

А вообще такие объекты — остатки только-только формирующихся планетных систем, на том этапе, когда, собственно, даже зародышей планет как таковых ещё не было. Так что астрономам, конечно, хотелось бы изучить что-то подобное, только вот прилетает оно не часто и в Солнечной системе остаётся не надолго.

Оценить публикацию