История одного шедевра. Картина Дж. Констебла "Телега для сена" как идеальный образчик пейзажной живописи

История одного шедевра. Картина Дж. Констебла "Телега для сена" как идеальный образчик пейзажной живописи


Джон Констебл (1776-1837 гг.) всю свою жизнь боролся сначала за право быть художником, затем за то, чтобы жениться на любимой девушке, и в итоге - за право писать свои пейзажи так, как он это видит.

Джон Констебл

В конце XVIII - начале XIX века пейзаж вообще, а тем более сельской местности считался чем-то второсортным, недостойным для кисти великого художника. Однако благодаря таланту Дж. Констебла пасторальные пейзажи стали цениться очень высоко.

А произошло это вследствие написания художником его главного шедевра "Телега для сена" (1821 г.). Впервые картину зрители увидели в 1821 году на выставке в Королевской Академии, где она висела под названием "Пейзаж: Полдень".

"Телега для сена" (1821)

Картина получила лестные отзывы не только от клиентов выставки, но и от критиков. Но, к сожалению, только через три года в 1824 году картина была куплена. А произошло это благодаря уже другой выставке, которая проходила в Париже. Здесь полотно выставлялось под известным сейчас названием "Телега для сена".

Именно тогда один из посетителей выставки воскликнул:

"Вы только посмотрите на этого англичанина - здесь видна каждая росинка на земле".

На картине "Телега для сена" изображена повседневная жизнь обитателей долины реки Сур. От полотна веет спокойствием и теплом летнего дня. Повозка с лошадьми движется очень медленно, потому что возницам приходится пересекать реку вброд.

За их действиями следит любопытный пес, который помогает художнику направить взгляд зрителя внутрь пейзажа.

Согласно записям Дж. Констебла, он дважды переписывал передний план своей картины. Если внимательно рассматривать картину сейчас, то можно заметить, что, например, у кромки воды мастер хотел изобразить бочонок, но потом закрасил его.

Вдалеке мы можем видеть косцов, которые уже почти закончили свою работу и, вероятно, ждут телегу, которая является центральным образом на полотне.

Своеобразным оживляющим магнитом на картине является сочетание таких цветов как красный и белый. Так, белая рубаха возницы, его красный кушак и алая конская сбруя выделяются на зеленом фоне и притягивают взгляд смотрящего. С той же целью написаны и облик прачки и рыболова.

Детали телеги выписаны очень скрупулезно, хотя сохранилось письмо Дж. Констебла, отправленное им в родной Ист-Бергхолт, где он просил нарисовать телегу и отправить этот рисунок ему. Дело в том, что несмотря на то, что художник и вырос в сельской местности, он плохо помнил устройство телеги.

Интересный факт: во время своих лекций по пейзажам Констебл поднял стакан с водой и спросил аудиторию: "Какой цвет вы видите перед собой?". И действительно, как живописцу передать прозрачность воды в реке красками на своем полотне? Это очень сложно для художника. Сам Дж. Констебл решал для себя эту проблему при помощи световых бликов, крошечных мазков и крапинок, сделанных титановыми белилами.

Возможно, секрет успеха пейзажа Дж. Констебла "Телега для сена", которая проложила пасторальному пейзажу путь в высшие эшелоны художественного искусства, заключается в умении изображать просто сложные для художника вещи.

Пишите свои комментарии и подписывайтесь на мой канал.

Оценить публикацию