О том, как математика положила конец кровавым дуэлям в театре

О том, как математика положила конец кровавым дуэлям в театре


Профессиональных учёных – физиков, химиков, математиков – часто представляют как людей, погружённых в свои «высокие материи» и напрочь оторванных от реальных человеческих проблем. Дескать, все эти цифры, формулы и закономерности нужны только учёным, а простым людям от них никакого толку. Иные «простые люди» вообще считают научную деятельность вредной, а учёных мужей – недочеловеками, ведущими паразитический образ жизни.

В действительности научная деятельность приносит обществу огромную пользу, только проявляется она не сразу: от выявления некой закономерности до её воплощения в материальном продукте может пройти очень много времени – иногда десятилетия, а то и столетия. Но бывает, что «витающие в облаках» учёные снисходят на землю и решают назревшие проблемы непосредственно.

Так произошло, к примеру, в семнадцатом веке во Франции. В то время дико популярным в этой стране стал театр. Строго говоря, театральный бум захватил весь европейский мир, в том числе и Московское государство, в котором в домах бояр стали появляться частные «комедийные хоромины», а затем собственный театр завёл и царь Алексей Михайлович. Но во Франции сценическое искусство стало по-настоящему массовым.

При этом любители искусства были практически не знакомы с правилами приличия и не были похожи на утончённых джентльменов, которые позже стали ассоциироваться с миром прекрасного. В театре эти люди – а в основном это были знатные дворяне – вели себя по сегодняшним меркам дико.

Места в зрительном зале в те годы не нумеровались. Поэтому действовало правило – кто первым пришёл, тот и сел на самое удобное место. Отдельное кресло было зарезервировано лишь за королём. Дворяне были людьми боевыми и постоянно носили при себе оружие. Сталкиваясь в театре, они прямо здесь начинали кровавые разборки за право сидеть в первых рядах. Продолжалось это достаточно долго…

И вот в один прекрасный момент на это обратил внимание скромный математик. Звали его Рене Декарт. Горячим и буйным любителям театра он сказал: «Вот посмотрите, какую я интересную штуку изобрёл. Это – бинарная система координат. Я использую её в своих исследованиях, но, думаю, она может пригодиться и в театре. Вот, допустим, нумерация по вертикали – это ряды, а цифры по горизонтали – это кресла в каждом ряду».

Изобретение Декарта понравилось французам и вскоре было внедрено в театральный быт. Желающим посетить спектакль предварительно продавали билеты, в которых было указано их место в зрительном зале. В результате драки и дуэли в театре прекратились.

Оценить публикацию