Михаил Исаковский: становление поэта
Фото: ru.pinterest.com

Михаил Исаковский: становление поэта


Начало творческого и жизненного пути Михаила Исаковского сложно назвать полным перспектив и возможностей. Родился будущий поэт в семье деревенского почтальона, был двенадцатым из тринадцати детей (из которых, к слову, до зрелых лет дожили только пятеро).

Детство Михаила прошло в нищете. Кроме того, с малых лет он страдал неизлечимым заболеванием глаз, зрение всё ухудшалось, и это вряд ли способствовало стремительному движению к славе и успеху, и, мягко, говоря, не придавало энергии, воодушевления и сил.

Все эти обстоятельства,  вероятно, в какой-то мере формировали характер мальчика, который рос стеснительным и застенчивым.

Однако обращаясь к творческому наследию поэта, на стихи которого создано множество песен, нередко воспринимаемых как народные (а это ли не признак мощного поэтического дара и бесценной близости к народу, к подлинному понимаю его горечей и невзгод, радостей и праздников, ведь вырос Михаил в народной среде, и это во многом определило его мировоззрение и повлияло на стилистическую и смысловую стороны его произведений?), речь здесь не о бездарной фольклорной подделке, но о чистой и подлинной деревенской и народной жизни, к которой поэт был сызмальства причастен).

Автор этих строк вспоминает, как, отдыхая на каникулах летом у бабушки открывала томик Исаковского и тянула фальшиво, не а лад «Ой цветет калина» и нарочито низким голосом, в попытке имитировать бас, «Каким ты бы-ы-ы-л...» – и душа словно разворачивалась ромашковым ли, клеверным ли ковром.
И столько было в этом вольготности, простора и воли.

Интересно, что стесненные обстоятельства, в которых формировался и прорастал талант Исаковского, противоположны той невероятной широте, которая буквально разливается, как река в половодье, в его стихотворениях. И в знаменитой «Катюше», которая выходила «на берег крутой», и в «Одинокой гармони» («Веет с поля ночная прохлада…»), и во многих других произведениях Исаковского – просторы нашей огромной страны и, конечно, чистая, неподдельная и безграничная любовь к ней и преданность ей:

Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать,
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона!
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна.

Читайте также размышления о стихотворении «Наш демон» Валерия Брюсова и материал об особенностях поэтики Анатолия Жигулина.

Оценить публикацию