«Наш демон» В. Брюсова: зло как движущая сила

«Наш демон» В. Брюсова: зло как движущая сила


Поэт Валерий Брюсов, один из основоположников русского символизма, в своих стихотворениях нередко обращается к так называемой тёмной стороне мира, а потому образ демона в его творчестве – это скорее закономерность, чем случайность. 

Вообще, демонизму в поэзии символистов посвящено немало исследований. Не секрет, что в начале двадцатого столетия в творческой среде ориентировались не только на классическую отечественную литературную традицию, но и на античное искусство. Поэтому наряду, скажем, с образом Христа в поэзии символистов нередки образы античных богов. Более того, Дьявол, Люцифер, Сатана часто выступают «двойниками» Христа, приравниваются к Богу или сосуществуют с ним в паре, как бы на равных, создавая своего рода противоборство и баланс сил. Такие параллели можно встретить, к примеру, у Бальмонта, Мережковского.

Вернёмся, однако, к стихотворению Валерия Брюсова «Наш демон». Написанное в 1908 году, оно словно устремлено в прошлое. Автор упоминает такие исторические события, как: битву на реке Сити между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом монгольского военачальника Бурундая, темника Батыя; Донское сражение (Куликовскую битву), Полтавскую битву, Цусиму. При этом в стихотворении Брюсов ставит вопрос весьма конкретно: «Не демон ли тебе, Россия, / Пути указывал в былом?..» Таким образом, поэт выстраивает прямую связь между действием сил тьмы и трагическими событиями отечественной истории. И, хотя, с одной стороны, именно тёмные силы толкали русский народ к краю пропасти, подводили к крупным кровопролитным сражениям, которые сопровождались потерями и зачастую заканчивались поражениями, Брюсов, кажется, видит в демоне не только разрушительную, но и охранительную силу. Иначе почему в своём стихотворении он взывает к демону, вопрошая его о том, не бросил ли тот вверенный ему народ, и призывает: «Явись в лучах, как страж господень, / Иль встань, как призрак гробовой, / Но дай нам знак, что не бесплоден / Столетий подвиг роковой!»?

Надо отметить, что в стихотворении «Наш демон» Брюсов не даёт своему тёмному персонажу оценки, изображая его лишь нейтральной краской. Строго говоря, демон в этом стихотворении выступает как безмолвный собеседник, а голос рассказчика звучит явственнее и слышнее, чем голос демона. Вернее, голоса демона читатель вообще не слышит – вопрос остаётся как бы повисшим в воздухе.

В первых строках стихотворения упоминаются Наполеон и Цезарь, а в качестве эпиграфа к своему произведению Брюсов выбирает строку из древнегреческого драматурга, одного из создателей новой аттической комедии Менандра. Она звучит так: «У каждого человека свой демон». Первая строка стихотворения практически повторяет эту мысль, но добавляется слово «тайный»: «У каждого свой тайный демон». Благодаря этому и сама строка, и все следующие за ней строки приобретают некий оттенок магического. Выходит, что зло оказывается в определённой степени движущей силой, демон как воплощение зла энергичен, он обладает исключительным могуществом, но одновременно и способностью внезапно исчезать. И когда его нет поблизости, человек, которому не на кого больше побожиться, оказывается в растерянности перед огромным неизведанным миром. Нужна какая-та надежда, хотя бы доля уверенности в том, что все принесённые в прошлом жертвы, все свершившиеся кровопролития были не зря. Брюсов в финале стихотворения не просит у демона ни конкретных инструкций, ни исчерпывающих ответов, а лишь восклицает «…дай нам знак / Что не бесплоден столетий подвиг роковой!». И как же ёмко это восклицание, как много в нём отчаяния, напряжения и надежды!..

Оценить публикацию