Рядом с мудрой красотою придорожного куста
Пожалуй, для поэзии каждой эпохи характерны свои уникальные особенности. Кроме того, в творчестве любого поэта можно найти черты, отражающие мироощущение именно этого поэта, его уникальный жизненный опыт и собственный художественный стиль.
Так, скажем, стихи Валерия Брюсова насквозь пропитаны символами и отсылками к временам Античности, а творческий почерк Беллы Дижур невозможно представить без точности и одновременно какой-то прозрачности и недосягаемости.
В случае с Анатолием Жигулиным, поэтом конца двадцатого столетия, можем констатировать следующее. Его образы очень ярки и зримы, а метафоры столь красочны и объемны, что буквально «видишь» изображаемую автором картинку. Например: «Наверно, я ищу рябину, / Степной обветренный дичок. / Вот подойду и сердце выну, / Повешу сердце на сучок».
Анатолий Жигулин очень чуток к происходящему в мире природы, он слышит буквально каждый шорох и звук. Это и шуршание полыни на ветру, и звон ручейка в овраге, и шелест чёрных бурьянов. Зрительные образы не менее красочны и ёмки: здесь и полыхающие, «словно флаги», рябины, и глаза любимой – «зелёные нетающие льдинки».
Течение жизни поэт ассоциирует с движением небесного светила: «Вот и жизнь пошла на убыль, / Словно солнце на закат…», его мироощущение невозможно представить без соприкосновения с природой, с родной землёй. Уроженец Воронежа, поэт преданно и искренне любит свой край:
Воронеж!.. Родина. Любовь.
Всё это здесь соединилось.
В мой краткий век,
Что так суров,
Я принимаю, словно милость,
Твоей листвы звенящий кров…
В этом единении с родной землей и природой, наверное, весь Анатолий Жигулин. Он идёт по жизни, «Удивляясь, словно чуду, / Всяким травам и хвощам», ему «с давних пор» знакома «сорока на осине», а вся мирская суета ничего не стоит «Рядом с мудрой красотою / Придорожного куста».