Как фотография создала человека... и целое направление в живописи

Как фотография создала человека... и целое направление в живописи


Перед нами фотография одного известного человека. Это в некотором смысле необычное изображение. А всё потому, что благодаря фотографии этот человек в буквальном смысле появился на свет. То есть в почти буквальном. 

Этот человек - Клод Моне. Именно появление фотографической технологии сделало его тем, кем он стал – знаменитым художником и создателем целого направления в живописи – импрессионизма. Впрочем, обо всём по порядку.

Широкое внедрение фотографии началось в конце 1830-х годов. Достаточно быстро новая технология распространилась во многих странах, включая и Россию. Публика удивлялась и восторгалась, а вот художники в негодовании кусали локти. Ведь «машина» создавала изображения гораздо лучше, чем это делал человек. Фотокамера производила точные, достоверные и детализированные отпечатки, она не ошибалась и не примешивала к изображению фантазию и вымысел. Спрос на живописные произведения постепенно стал падать, особенно в портретном жанре: публика теперь всё больше посещала фотосалоны, а не мастерские художников.

Пока одни мастера сушили сухари или осваивали новые профессии, другие искали способы «выкрутиться». Самым известным и успешным из этих других и был Клод Моне. Он решил сыграть на недостатках фотоаппаратов того времени.

А недостатки были существенными. Прежде всего это очень большая выдержка, что не позволяло снимать движущиеся объекты. Невозможно было сфотографировать скачущую лошадь, идущего по улице или танцующего человека, текущую реку или колышущиеся на ветру деревья. Именно поэтому, в частности, фотографирование в первые десятилетия своего существования свелось к портретному жанру: герои снимков должны были абсолютно неподвижно стоять в хорошо освещённой комнате. В довесок ко всему, фотография в те годы была исключительно чёрно-белой.

Моне и его единомышленники, наверное, коварно потирали руки, прознав про всё это. Они решили изображать на своих полотнах то, что не мог изобразить фотоаппарат. Так появился импрессионизм. Представители нового направления стремились отображать мимолётные состояния окружающего мира, в том числе субъективные впечатления наблюдателя. Особый акцент они делали на движущихся объектах, стремясь передать на полотне само движение. При этом импрессионисты не стремились к фотографической точности; наоборот, они добавляли в свои картины немного фантазии.

Кроме того, Моне и его последователи сосредоточились на экспериментах с цветами и оттенками, стараясь превратить свои полотна в настоящее буйство красок. Изучению цветов и их сочетаний они посвящали много времени. А от чёрного цвета импрессионисты и вовсе отказались.

Именно поэтому, в частности, на картинах Моне и других импрессионистов очень много воды: реки, озёра, ручьи и т. д. Это изменчивая среда, способная переливаться разными цветами и часто находящаяся в движении.

Художники нового направления, можно сказать, вступили в решительный бой с высокими технологиями своего времени. И на тот момент – вторая половина XIX столетия – они победили, ведь возможности фотокамер всё ещё оставались скромными. Интерес широкой публики к живописным картинам вновь вырос. А Клод Моне стал востребованным и весьма обеспеченным художником. Возможно, если бы не появление соперника в виде фотографии, Моне в лучшем случае стал бы одним из сотен второстепенных живописцев-ремесленников. А так – он стал первооткрывателем, изобретателем целого направления, которое, к слову, повлияло не только на всю последующую живопись, но и на литературу, музыку и культуру в целом.  

Оценить публикацию