«Забытые легенды девяностых». В чём была причина их «легендарности»?

«Забытые легенды девяностых». В чём была причина их «легендарности»?


Сегодняшние «старики», которым лет этак тридцать пять или чуть больше, любят иногда предаться ностальгии и вспомнить, какую музыку они слушали в своём счастливом детстве в девяностых. Для их родителей упомянутые девяностые были в первую очередь «лихими», а вот для нашего поколения (да, я тоже из этой категории!) они были счастливыми: много мультиков и детских передач по телевизору, игровые приставки, тамагочи-фишки-жвачки, а также много всякой разной музыки.

Конечно, тот музпродукт, который транслировался по центральным каналам того же «зомбоящика», особым качеством чаще всего не отличался. Тем не менее ностальгирующие тридцатилетние «деды» часто вспоминают легендарных звёзд девяностых. Всякие там Ларисы Черниковы, Марины Хлебниковы, Каи Метовы, Ирины Салтыковы… Многие из них канули в Лету вместе с девяностыми, а некоторые другие, более удачливые, смогли блистать на сцене и в нулевые. И вот кто-то задаётся вопросом – куда же, дескать, они пропали?

Действительно, такие легендарные исполнители, такие громкие имена – и вдруг куда-то исчезли, и сегодня их мало кто помнит. Как же так получилось?

На самом деле многие звёзды девяностых имеют «легендарный» статус по одной причине: массовая культура такого типа была в те годы для России в новинку. Вплоть до распада СССР отечественная эстрада была принципиально другой, и даже лучшим её представителям явно чего-то не хватало; в девяностые же всё это хлынуло бурным потоком.

Исполнители девяностых зачастую подавали материал весьма посредственный и примитивный, сделанный нередко наспех и буквально на коленке. А более качественные композиции, создававшиеся серьёзными и профессиональными (на вид) авторами, на поверку оказывались плагиатами или, в лучшем случае, каверами. Беззастенчиво «тырили» материал у мировых звёзд и Игорь Крутой, и Олег Газманов, и многие другие. Сочинять нечто оригинальное им было лень, или же просто не хватало таланта.

Итак, успех таких исполнителей у публики объяснялся тем, что они были не «лучшими», а ПЕРВЫМИ. Массовый слушатель жадно хватал всё, что было не похоже на пуританскую советскую «эстрадную песню».

Но всё новое когда-нибудь становится старым. Российская публика постепенно расширяла свой музыкальный кругозор, узнавала, что играют на западе и востоке, могла сравнивать и выбирать. И вот те отечественные «легенды», которые не обладали широким творческим потенциалом и не желали развиваться, сошли с дистанции, уступив место новым, более продвинутым исполнителям. Одни и те же песни, однообразные мотивы и простые мелодии стали никому не нужны. Ведь невозможно тридцать лет подряд крутить одни и те же незамысловатые песни и при этом собирать полные стадионы. В лучшем случае «легенды» прежних лет появляются на ретро-вечеринках, а их песни включают на «Ретро-фм».

Всё сказанное применимо не только к музыке и не только к России девяностых. В любое время, в любом месте и в любой отрасли самые первые её представители достигают оглушительного успеха, несмотря на откровенно сырой и «кривой» продукт. Потому что они - первые. Но затем успех лопается, как пузырь, и их затмевают авторы более совершенных творений.

К примеру, братья Люмьер в 1895 году представили публике первый в мире фильм; длиной он был всего несколько секунд и показывал прибытие поезда на вокзал. Но эта коротенькая лента удивила и шокировала общественность, а её создатели начали, что называется, «рубить бабло». Их «фильм» был в техническом смысле очень примитивным, он не имел никакой художественной ценности, в нём не было ни сюжета, ни актёров, ни спецэффектов… Но его демонстрация собирала большие залы – людей привлекало самое явление «движущихся картинок». Прошло каких-нибудь пятнадцать лет, и такие «фильмы» стали никому не нужны. Киноаппарат стал относительно доступным бытовым прибором, кинофабрики вырастали, как грибы, а кинотеатры открывались даже в глухих деревнях. Теперь фильм мог собрать зрителей, только если имел развёрнутый сюжет (особенно если он был экранизацией какого-нибудь классического произведения), обладал неким публицистическим или духовным посылом, в нём играли привлекательные актёры и актрисы.

Оценить публикацию