Внимание! Данный пост опубликован в категории "Политика". Мнение автора может не совпадать с мнением администрации проекта.
Анархизм. Что это такое.
Анархизм - это доктрина и движение, которое отвергает принцип политической власти и утверждает, что социальный порядок возможен и желателен без такой власти. Главными направлениями борьбы анархистов являются ключевые элементы, составляющие государство: его территориальность с сопутствующим понятием границ; его суверенитет, подразумевающий исключительную юрисдикцию над всеми людьми и собственностью в пределах границ; его монополию на основные средства физического принуждения, с помощью которых государство стремится поддерживать этот суверенитет, как внутри, так и во вне; его система права, которая претендует на превосходство над всеми другими законами и обычаями; и идея нации как высшего политического сообщества. Направленность анархизма направлена на отстаивание "естественного общества", то есть саморегулируемого общества индивидов и свободно формирующихся групп.
Хотя анархизм опирается на либеральные интеллектуальные основы, в частности на различие между государством и обществом, многогранный характер доктрины затрудняет четкое разграничение различных школ анархистской мысли. Но есть одно важное различие между индивидуалистическим анархизмом и социалистическим анархизмом. Первое подчеркивает индивидуальную свободу, суверенитет личности, важность частной собственности и беззаконие всех монополий, это можно рассматривать как доведенный до крайности либерализм. "Анархо-капитализм" - это современный вариант этой школы. Социалистический анархизм, напротив, отвергает частную собственность наряду с государством как основной источник социального неравенства. Настаивая на социальном равенстве как необходимом условии максимальной индивидуальной свободы для всех, его идеал можно охарактеризовать как "индивидуальность в сообществе". Данный анархизм представляет собой слияние либерализма с социализмом: либертарианский социализм.
Первое систематическое изложение анархизма было сделано Уильямом Годвином (1756-1836), некоторые из идей которого, возможно, оказали влияние на кооперативных социалистов-оуэнитов. Однако классический анархизм как неотъемлемая, хотя и спорная, часть более широкого социалистического движения изначально был вдохновлен мутуалистическими и федералистскими идеями Прудона. Прудон придерживался по существу кооперативного подхода к социализму, но он настаивал на том, что власть капитала и власть государства являются синонимами и что пролетариат не может эмансипировать себя с помощью государственной власти. Последние идеи энергично пропагандировались Бакуниным, под руководством которого анархизм развился в конце 1860-х годов как наиболее серьезный соперник марксистского социализма на международном уровне. Однако, в отличие от Прудона, Бакунин выступал за насильственную и революционную экспроприацию капиталистической и земельной собственности, ведущую к определенной форме коллективизма. Преемник Бакунина, Петр Кропоткин (1842-1921), подчеркивал важность взаимопомощи как фактора социальной эволюции; он был главным образом ответственен за разработку теории анархистского коммунизма, согласно которой "все принадлежит всем".
Стратегия Бакунина предусматривала спонтанные восстания угнетенных классов, крестьян, а также промышленных рабочих, в ходе которых государство было бы упразднено и заменено автономными коммунами, федерально связанными на региональном, национальном и международном уровнях.
После разгрома Парижской коммуны в 1871 году, с одной стороны тенденция к государственному социализму как марксистской, так и реформистской разновидностей укрепилась; с другой, некоторые анархисты приняли тактику "пропаганды делом" - актов убийства политических лидеров и терроризма, направленного на поощрение народных восстаний. Последовавшие за этим репрессии против движения побудили других анархистов разработать альтернативную стратегию, связанную с синдикализмом.
Идея состояла в том, чтобы превратить профсоюзы в революционные инструменты пролетариата в его борьбе против буржуазии и сделать профсоюзы, а не коммуны, основными ячейками социалистического строя. Предполагалось, что революция примет форму всеобщей забастовки, в ходе которой рабочие захватят средства производства, распределения и обмена и упразднят государство. Именно благодаря синдикализму анархизм в период 1895-1920 годов оказал свое наибольшее влияние на рабочее и социалистическое движения. Дольше всего это влияние сохранялось в Испании, где во время Гражданской войны (1936-39) анархо-синдикалисты пытались воплотить в жизнь свою концепцию революции.
Как индивидуалистический, так и социалистический анархизм, выраженный Максом Штирнером (1805-1856), Прудоном и Бакуниным, считались достаточно важными, чтобы заслужить обширную критику Маркса и Энгельса. В целом, они рассматривали анархизм как мелкобуржуазное явление, связанное, в случае Бакунина, с авантюризмом и революционным словоблудием, характерным для деклассированных интеллектуалов и люмпен-пролетариата. Как устаревшая "сектантская" тенденция внутри социалистического движения, она отражала протест мелкой буржуазии против развития крупномасштабного капитализма и централизующего государства, защищающего интересы буржуазии. Протест принял форму отрицания не какого-либо реального государства, а "абстрактного государства, государства как такового, государства, которого нигде не существует". Что еще более важно, анархизм отрицал то, что было существенно в борьбе за освобождение рабочего класса: политические действия независимой партии рабочего класса, ведущие к завоеванию, а не к немедленному уничтожению политической власти. "Для коммунистов, - как объяснял Энгельс, - упразднение государства имеет смысл только как необходимый результат упразднения классов, с исчезновением которых автоматически исчезнет необходимость в организованной власти одного класса с целью подавления других классов".
Общепринятое мнение о том, что марксисты и анархисты сходятся во мнениях относительно цели (бесклассовое, безгосударственное общество), но расходятся в средствах достижения этой цели, представляется неадекватным. На более глубоком уровне разногласия касаются природы государства, его отношения к обществу и капиталу, а также того, как можно преодолеть политику как форму отчуждения.