Мода на века: предназначение одежды и многогранность стилей

Мода на века: предназначение одежды и многогранность стилей


Термин «одежда» в широком понимании имеет несколько значений. Произнося это слово, человек подразумевает «гардероб», «платье» или «костюм». Раньше одежду также называли «туалетом». В этот термин вошло понятие «аксессуары» (зонт, очки, ювелирные украшения, веер, перчатки, платок на шею), головные уборы и даже обувь.

Создание одежды – это своего рода искусство, одно из явлений конструктивизма. Именно поэтапное моделирование образа, который подбирается в зависимости от размера и пропорциональных особенностей человека, так завораживает и увлекает. Костюм – это внешняя оболочка, позволяющая нам подчеркнуть собственную индивидуальность. Одежда дает возможность человеку не только выделиться из толпы, но и доказать свою уникальность.

Дизайнеры, создающие костюмы, платья и другие элементы образа, зачастую сравнивают себя со строителями. Они создают конструкцию «фасад», которую человек надевает на себя. Разнообразие форм обусловлено индивидуальными особенностями человеческой фигуры. Одежда призвана не только подчеркнуть достоинства, но и скрыть возможные недостатки. 

Моделирование образов – это своего рода ответвление современного дизайнерского искусства. Отрасль довольно специфическая и самостоятельная. Дизайн одежды, как продолжение швейного или портняжного мастерства, вобрал в себя не только вековую историю, но и множество секретов декорирования, пошива и конструирования костюма.

Предназначение одежды

Как и в любой другой отрасли, в дизайне совершено множество открытий, которые значительно упростили жизнь человека. Например, иглу для пошива одежды придумали задолго до изобретения колеса, примерно 18 000-20 000 лет назад. Изготовлены они были из звериных или рыбьих костей. Нитями служили прочные лианы. С помощью этого нехитрого приспособления люди сшивали шкуры убитых животных и прикрывали «одеждой» наготу. Со временем инструменты для шитья были усовершенствованы. В 1850 году англичане впервые представили публике швейный станок – аппарат, который значительно упрощает и ускоряет процесс моделирования одежды. Также придумали петли, пуговицы и даже замки-молнии. 

Любая одежда, независимо от ее вида (накладные формы – плащи, туники, хитоны, перевязанные лентами или поясами, отрезные, цельнокроеные костюмы) появилась благодаря человеку. В разные эпохи всегда находились «идейные» модельеры, которые старались упростить процесс пошива и декорирования одежды. Швейная техника развивалась постоянно.

Сначала основным предназначением одежды было прикрытие наготы – несколько сшитых друг с другом шкур также помогали древним людям не замерзнуть. Постепенно модельерское искусство было возведено в некий культ. Представители богатых и знатных сословий уделяли пристальное внимание своему внешнему виду – чем больше на костюме было аксессуаров, драгоценных камней или других ювелирных украшений, тем выше был их статус. 

Со временем термин «одежда» тесно переплелся с понятием «мода». Современные люди подбирают одежду довольно придирчиво: нам важно знать, как мы выглядим в платье или костюме и какое впечатление мы производим на окружающих.

Моду нельзя назвать эталоном красоты. Этот термин довольно непостоянен и размыт. Понятие сочетает в себе не только процесс создания одежды, но и бизнес, промышленные, социальные интересы. Модные тенденции задает преимущественно рынок. Популярным среди людей становится только то, что приносит большую прибыль. 

Популярность одежды

Термин «мода» можно расшифровать как сочетание вкуса, привычек и пожеланий, которое охватывает общество в определенный временной промежуток. Например, сначала модными могут быть юбки. Чем больше женщин наденет эту вещь, тем лучше модель одежды будет раскупаться. 

Популярные костюмы, которые носили в разные года: 

  • костюмы викингов зимой; 
  • одежда юношей эпохи Ренессанса; 
  • костюмы, популярные в Голландии в XVIII веке у мужчин; 
  • костюмы, популярные в Испании в XVI веке для женщин; 
  • костюмы для мужчин в сочетании с париком в XVII веке; 
  • мужская и женская одежда XIX века (первая и вторая половина);
  • мужские спортивные костюмы и строгие костюмы для женщин 20 годов ХХ века.

Мода в принципе непостоянна. Формируется тенденция исходя из потребностей общества. Поменяться она может в любое время. Сначала в моде широкие фасоны, затем – узкие, приталенные и обтягивающие платья. Через некоторое время снова в обществе становятся популярными широкие, объемные платья (например, оверсайз).

Невозможно конструировать одежду без графического наброска или чертежа. Сам процесс моделирования проходит в несколько этапов.

Чтобы не ошибиться с размерами, выкройки делают в полный рост, в натуральную величину. Ткань сначала режется и раскраивается. Затем части аккуратно сшиваются на машинке и получается готовый пиджак, платье или брюки.

Найти костюмы, которые носили люди в разное время и в разную эпоху, можно в журналах, дизайнерских альбомах или на специализированных сайтах.

Многообразие стилей

Мода преследует человека всюду. Например, на телеканалах часто "идут" показы, в которых принимают участие мужчины и женщины, демонстрирующие на себе одежду популярного на сегодняшний день фасона и кроя. Чаще всего это поштучно изготовленные экземпляры, которые впоследствии редко запускаются в массовое производство. Платье или костюм с экрана телевизора, редко кто наденет в реальной жизни. В широких массах вещь не будет популярна благодаря зачастую эпатажному виду. Например, платье «от кутюр» сшито из дорогой ткани и обычно в единичном экземпляре. Модельер тщательно продумывает эскиз, аксессуары и другие элементы декора. На пошив дизайнерского платья может уйти несколько месяцев.

Современные платья, костюмы и другая одежда представлена несколькими стилями. Люди свободны в своем выборе, поэтому они самостоятельно подбирают максимально комфортные для себя образы, например, джинсы в сочетании с футболками, деловые строгие костюмы или утонченные вечерние, коктейльные платья. Современная мода также многогранна. Каждый человек оценивает ее и воспринимает в зависимости от собственных убеждений. Например, человека, предпочитающего строгий стиль, редко можно встретить в кедах, коротких шортах или обтягивающих лосинах.

С многообразием моды сталкивалось практически каждое сословие. Представители купечества, духовенства и дворянства всегда имели различия в одежде, их костюмы не были похожими друг на друга. Туалет определенной эпохи – своего рода «портрет» социальной группы. В нем отражаются традиции, обычаи и мировоззрение людей.

Даже древние люди к своей одежде предъявляли некоторые требования. Для них она в первую очередь должна быть удобной, практичной, хорошо согревать зимой и скрывать наготу. Современный же человек старается собрать свой образ из нескольких деталей. Платье, например, обязательно должно сочетаться с сумочкой, головным убором и туфлями. Под костюм обязательно подбирают галстук.

Основные принципы конструирования одежды

Модельеры выделяют 2 основных принципа конструирования одежды: 

  1. Первый. Вещи должны полностью сочетаться с телом, то есть костюм должен идеально сидеть по фигуре.
  2. Второй. Одежда, наоборот, должна контрастировать с телом, например, делать ту или иную часть туловища более узкой или объемной.

Современные платья и костюмы могут иметь абсолютно нелогичные, сложные формы. Несмотря на это на каждую модель найдется свой «обожатель».

Среди модельеров популярен термин «силуэт». Это своего рода конструкция одежды, которая сводится к квадрату, овалу треугольнику и любым другим простейшим формам. Фасон костюма может быть естественным или вычурным (например, когда форма тела сильно искажена вещью). В одежде важна выразительность. Ее можно добиться, изменив линии или придав им некую пластичность при создании силуэта. На окружающих может легко произвести впечатление платье необычного фасона. Под фасоном понимают характер расположения элементов одежды и их форм.

Каждый модельер имеет свои секреты, с помощью которых он может придать одежде неповторимость и лоск. Например, он «играет» с сочетанием фактур, цветов и объемов. Одно и то же платье на разных людях будет смотреться по-разному.

Костюм с «перетекающими» плавными линиями будет смотреться довольно легко и пластично. Грубо сшитый пиджак придаст фигуре тяжеловесность. Впечатление, которое произведет одежда на окружающих, может быть разным. Многое зависит от типа покроя, видов карманов, размеров воротника, фактуры материала, цвета и фасона. 

Оценить публикацию