В память об «огородной повинности», которую ученики когда-то отрабатывали на приусадебных участках своих школ. А была ли польза?

В память об «огородной повинности», которую ученики когда-то отрабатывали на приусадебных участках своих школ. А была ли польза?


В детстве и юности я не видела никакой радости в работе с землей и растениями. Скорее, наоборот. И все же хочу опубликовать небольшую заметку в память о школьных годах и обязательных двух-трех неделях отработки на приусадебном участке школы (и на полях) каждое лето.

В настоящее время эта отработка обязательной не является, и, по-моему, ее практикуют лишь единицы школ. Лично моя родная школа по слухам уже лет 5-7 назад убрала теплицы, разровняла грядки и устроила на месте приусадебного участка спортивно-игровую площадку: пусть дети играют, вместо того чтобы трудиться. 

А все потому, что поменялись законы: то, что раньше в школе называлось ОПТ (общественно-полезный труд), теперь называется незаконным использованием детского труда. 

Работать на школьном огороде ребенок может лишь по собственному желанию. Надо ли говорить, что большинство детей этого не хочет? 

Кстати, дети перестали не только полоть сорняки и поливать грядки на школьном огороде, но и мыть окна в школе и сгребать по осени опавшую листву на пришкольной территории. Теперь сложно даже привлечь ученика к мытью парты, которую он сам же разрисовал. 

Хорошо это или плохо ответить однозначно нельзя. Лично я считаю, что и в первом и во втором случае не обошлось без традиционных в нашей стране перегибов. 

Вот смотрите. 

Школьное приусадебное хозяйство было призвано обучить детей основам сельхозтруда, попутно прививая им любовь к земле и растениеводству. 

Но, например, я родилась и росла в деревне. У нашей семьи и без того был большой огород, на котором всем нам хватало работы. Мне не нужно было объяснять, как пропалывать и поливать, да и моим сверстникам тоже, так как в нашей деревне огороды были у всех. 

Родители роптали: к чему это ненужное обучение и дополнительная нагрузка на детей? Лучше пусть на своих огородах помогают. Летом любая пара рук, в том числе детская, – подспорье в хозяйстве. И я думаю, они по большому счету были правы. 

По идее, работа на приусадебном участке была бы полезнее городским школьникам, чтобы они познакомились с основами такой работы. С другой стороны, не так уж много городских детей, повзрослев, переезжает в деревни и связывает свою жизнь с сельским хозяйством. Опять неувязка. 

Однако школьная отработка позволяла детям обучаться работе в коллективе сверстников, и показывала пользу общего труда. 

Осенью, весь сентябрь и октябрь, повара в нашей столовой готовили нам завтраки и обеды из тех овощей, которые мы вырастили своим трудом. А еще, каждый год в октябре нас возили на экскурсии и спектакли в городской драмтеатр, на те деньги, которые были выручены школой за продажу части выращенных овощей. 

В общем, это был отличный наглядный пример: поработал – получи награду за свой труд, посмотри на пользу. 

Минусы такой отработки, как я уже говорила, – это отнимание времени и ненужные обучающие моменты. Сложнее было, например, планировать поездку в пионерлагерь или к бабушке. Иногда моей маме приходилось договариваться с учителями о переносе моей отработки на осень, выслушивая в свой адрес недовольные замечания. 

Зато теперь учеников не привлекают вообще ни к какому труду в школе, и я не считаю, что это хорошо, так как оставляет пробелы в воспитательном процессе. Но чем это на самом деле обернется, можно будет узнать лишь лет через 10, когда вырастет новое поколение. Кто его знает, может так наоборот лучше. 

А как вы считаете, была ли полезной для детей работа на школьном огороде? Хорошо ли, что теперь ее нет?

Оценить публикацию