Лондонский Тауэр
Королевский дворец Его Величества: как точно название отражает основные роли этого культового сооружения. Возвышающийся рядом с рекой Темзой, он когда-то был самым большим нецерковным зданием в Англии и средоточием власти каждого нового монарха.
На протяжении веков это сооружение реконструировалось, расширялось и усовершенствовывалось. По мере того как менялась архитектура, менялся и Тауэр. Это была крепость, тюрьма и дворец. Он служил королевским монетным двором, выставлял зверинец экзотических животных, хранил драгоценности короны и стал домом для шести королевских воронов, чье присутствие, согласно преданию, "удерживает королевство от падения".
Крепость на Темзе
История Лондонского Тауэра восходит к 1066 году.
После победы над Гарольдом II, последним саксонским королем Англии, в битве при Гастингсе Вильгельму I Английскому (известному как Вильгельм Завоеватель) необходимо было укрепить свою власть над своим новым королевством. Он распределил ответственность за завоеванные земли между своими любимыми дворянами. Им также было поручено строительство форта. В стратегически подходящем месте была вырыта канава, в которую насыпали землю, чтобы образовать холм. На вершине солдаты возвели деревянную башню, в которой разместился не только гарнизон форта, но и оружие, лошади, продовольствие и ценные вещи.
Вокруг холма, сразу за рвом, солдаты возвели частокол. На территории перед ним (во внутреннем дворе) было достаточно места для того, чтобы вырыть колодец с водой, и даже выращивать пшеницу, для прокормки скота и солдат.
При этом, норманны были настолько искусны в подобном строительстве, что могли построить такой форт за неделю.
Через двенадцать лет после Гастингса Вильгельм I захотел чего-то более впечатляющего, чтобы заявить о своих притязаниях на саксонские земли и запугать враждебно настроенных подданных. Его форт, расположенный в излучине Темзы, сразу за чертой Лондона, должен был стать замком. Гундульф, священник, специалист по проектированию замков и церквей во Франции, был назначен епископом Рочестерским в 1077 году, а затем Вильям поручил ему спроектировать замок.
Почти квадратный, размером 32 на 35 метров и высотой почти 28 метров, со стенами толщиной 4 метра, замок не столько возвышался, сколько выпирал ввысь, и был видим почти из любой части Лондона. В нем было три этажа: подвал использовался для хранения вещей. Первый этаж служил для самых разных целей.
Здесь были жилые помещения, большая трапезная для солдат и развлечений, небольшое "общежитие" и красивая романская часовня Святого Иоанна. Три комнаты на втором этаже предназначались для констебля, командующего замком: большой зал для банкетов или других государственных мероприятий, и одно помещение для спальни, зала заседаний и жилыя.
На строительство ушло 20 лет. Как только строительство было закончено, Гундульф приступил к возведению каменной стены, ограждающей участок между Тауэром и Темзой.
После изменений, внесенных Генрихом III (1216-1272) и Эдуардом I (1272-1307), замок и его “вольности” приобрели современный базовый дизайн: центральная белая башня, окруженная двумя навесными стенами (самая ранняя внутренняя стена Гундульфа давно исчезла), с их 20 башнями и широкая травянистая полоса, охватывающая участок с трех сторон, не граничащих с рекой.
Английские королевские особы начали использовать это место в качестве резиденции после того, как между южной стеной Тауэра и навесной стеной Гундульфа был построен роскошный дворец. Построенный и украшенный Генрихом III и Эдуардом I в 1200-х годах, этот дворец стал резиденцией и убежищем от врагов.
Правда, к 1500-м годам Тауэрский дворец перестал быть королевским домом. Вместо этого замок взял на себя функцию, которая принесла ему наибольшую известность в британской и мировой истории: тюрьма.
Королевские пленники
Двое из первых пленников Тауэра были государственными заключенными: Иоанн Добрый, король Франции, захваченный в плен во время битвы при Пуатье в сентябре 1356 года; и Карл, герцог Орлеанский, захваченный в плен при Азенкуре в октябре 1415 года. Но наиболее известными из первых пленников Тауэра стали два английских принца.
После смерти короля Эдуарда IV 9 апреля 1483 года в его завещании Ричард, герцог Глостерский, был назван лордом-протектором своего сына и наследника, 12-летнего Эдуарда. Глостер отправил Эдуарда и его девятилетнего брата Ричарда, герцога Йоркского, в Тауэр, якобы для того, чтобы они ожидали коронации. Однако, подстрекаемый самим Глостером, парламент объявил двух принцев незаконнорожденными, а затем 26 июня 1483 года утвердил Глостера королем Ричардом III.
Двух юных принцев больше никогда не видели живыми. Многие историки предполагают, что оба мальчика были убиты в Тауэре летом 1483 года. Когда в 1674 году под лестницей башни были обнаружены скелеты двух детей, считалось, что это скелеты Эдуарда V и герцога Йоркского. В 1678 году останки были захоронены в Вестминстерском аббатстве.
Другими самыми известными узниками Тауэра были те, кого заключил в тюрьму король Генрих VIII.
Когда Генрих попытался развестись с Екатериной Арагонской и отделился от католической церкви, Томас Мор, друг и соратник короля, отказался признать короля верховным главой Англиканской церкви и расторгнуть брак. Мор был отстранен от должности, арестован, разлучен со своей семьей и домом и заключен в Тауэр. Он был осужден за государственную измену; и казнен на Тауэрском холме, сразу за стенами Лондонского Тауэра, в июле 1535 года.
Среди других знаменитых “гостей” Лондонского Тауэра Генриха VIII были две его жены. Анна Болейн, вторая жена Генриха, родила ему одну дочь (будущую Елизавету I), но не сыновей, что побудило Генриха вступить в новый брак с Джейн Сеймур. Он приказал арестовать Анну за государственную измену, заключить в Тауэр и казнить там в мае 1536 года. Пятая жена Генриха, Кэтрин Говард, также некоторое время содержалась в Тауэре перед казнью за супружескую измену в 1542 году.
Тауэр широко использовался в качестве тюрьмы в неспокойные годы после смерти Генриха, когда католики и протестанты боролись за контроль над Англией. Болезненный девятилетний сын Генриха VIII и Джейн Сеймур, король Эдуард VI был воспитан протестантом. В 1553 году, в возрасте 15 лет, Эдуард и его советники разработали свой “План престолонаследия”, в соответствии с которым он лишил наследства свою сводную сестру-католичку Марию и свою сводную сестру-протестантку Елизавету. Вместо этого его корона перешла бы по линии его тети к ее внучке Джейн Грей, протестантке. Но никто не сказал об этом 17-летней Джейн, которая узнала об этом только через три дня после смерти Эдварда 6 июля 1553 года. Она неохотно согласилась и 10 июля была провозглашена королевой.
Но на троне Джейн провела всего девять дней. Старшая дочь Генриха VIII, католичка Мария, была выбрана Тайным советом в качестве монарха. Джейн была заключена в Тауэр 19 июля. В сентябре парламент официально объявил Марию королевой, а Джейн Грей узурпаторшей.
Хотя королева Мария неохотно подписывала смертный приговор Джейн, в конце концов ее убедили, что Джейн по-прежнему представляет угрозу. Джейн Грей была обезглавлена на Тауэр-Грин 12 февраля 1554 года.
Опасения королевы Марии по поводу узурпаторов не были развеяны казнью Джейн. Она заключила в тюрьму свою младшую сводную сестру, принцессу Елизавету (будущую Елизавету I), которая, по мнению Марии, была центром заговора знати против нее. В течение двух месяцев весной 1554 года 20-летняя Елизавета содержалась под арестом в Тауэре. Она жила в тех же покоях, где до своей смерти жила ее мать, Анна Болейн. Не найдя никаких доказательств государственной измены, королева Мария перевела ее из Тауэра.
Мария умерла в ноябре 1558 года, и Елизавета взошла на трон. Новая королева продолжала использовать Тауэр для содержания врагов короны, как и ее преемники. От Уолтера Рэли до Гая Фокса громкие заключенные и смерти в Тауэре на века укрепили его печально известную репутацию.
Одним из последних заключенных был американец Генри Лоуренс. Уроженец Южной Каролины, он служил в Континентальном конгрессе, а затем посланником в Голландской республике. Направляясь в Голландию, корабль Лоуренса был остановлен судном Королевского военно-морского флота. Его личность подтвердилась, он был арестован, доставлен в Англию, обвинен в государственной измене и отправлен в Тауэр в октябре 1780 года. Единственный американец, когда-либо содержавшийся в Тауэре, Лоренс был освобожден и обменян в 1782 году на лорда Корнуоллиса, британского военачальника, сдавшегося американским колонистам.
Внушительное сооружение
Сегодня Тауэр стал одной из самых известных туристических достопримечательностей Лондона. Посетители могут полюбоваться драгоценностями короны Соединенного Королевства, включая коронационные регалии, которые надеваются только при вступлении в должность нового монарха, и церемониальные регалии, надеваемые на торжественное открытие парламента.
Еще одной популярной достопримечательностью Тауэра являются его самые известные современные обитатели - вороны. Согласно традиции, король Карл II (1660-1685) утверждал, что “если когда-нибудь вороны покинут Тауэр, королевство падет”. По меньшей мере шесть воронов живут в Тауэре, и за ними ухаживают.
Ни одна экскурсия по Тауэру не может упомянуть всех людей, чьи истории составляют часть ее почти тысячелетнего наследия. Мужчины и женщины, члены королевской семьи или простолюдины, иностранцы или граждане Англии — все те, кто был заключен сюда, сыграли свою роль в истории Лондонского Тауэра.