Хрематистика: злая сестра экономики?
Слово «хрематистика» впервые употребил древний мудрец Аристотель, образовав его от греческого «хремата», то есть «деньги». Этим словом он обозначил целую науку о накоплении богатства. Причём наука эта, по его мнению, была «тёмной»: она является этакой злой сестрой экономики, и отношение Аристотеля к ней было весьма негативное.
Собственно, «экономикой» философ называл не совсем то, что мы называем ею сегодня. Для Аристотеля экономика – это всего лишь удовлетворение простых потребностей человека. То бишь еда, крыша над головой, одежда для прикрытия срама, кое-какие предметы быта… В этом философ недалеко ушёл от изначальной этимологии, ведь «экономика» - это просто «наведение порядка в доме». Так, экономкой мы до сих пор иногда называем служанку, следящую за хозяйством в квартире.
И вроде бы древний мудрец подметил верно. Ведь существуют люди, которые ради приобретения некоторого количества денег лишают себя обычных человеческих удовольствий: пищи, сна, общения, любви, бывает, даже моются раз в полгода. В «доме» у них нет никакого «порядка», зато банковский счёт постепенно толстеет. Существуют и такие же политики: в то время, как в стране разруха и хаос, а население становится всё беднее, они купаются в дикой роскоши, наживаясь именно на разрухе и народных бедствиях.
Однако такое поведение – это крайняя степень помешательства, притом болезнь относительно редкая. Обычная, нормальная жизнь человека состоит не только из простых потребностей. Например, самореализация – довольно важная часть жизни. Желание проявить свои способности, а также сделать собственный вклад в общественное благосостояние. Кто-то хочет путешествовать, а кто-то и в космос полететь. Все подобные потребности консервативная аристотелевская «экономика» удовлетворить не способна – денег нужно слишком много.
Да и если говорить о пресловутом порядке в доме и упомянутых простых потребностях. В наш век самым дорогим ресурсом является время, и порой покупать готовые обеды (или питаться в ресторанах, пиццериях) выгоднее, чем готовить самому. Вот и получается, что так нелюбимая Аристотелем хрематистика (накопление капитала) – самый действенный способ удовлетворить и простые потребности, и некие высшие.