Композитор Морис Равель -второй Джордано Бруно

Композитор Морис Равель -второй Джордано Бруно


Вот звучит музыка ..Перед вашим взором проносится не спешное , величавое шествие каравана ..Слоны в праздничных попонах , верблюды с вьюками и плюмажами на головах а перед ними так же разнаряженные торговцы , циркачи , танцоры -они крутятся , величаво шагают , акробаты вертятся колесом ..И так же неспешно вся эта пестрая толпа входит в очередной город , чтобы пополнить запасы пищи и воды и дать представление на плошади ..И это все знаменитое " Болеро " Мориса Равеля ..Не знаю как кому а мне видится это  великолепное шествие ..

Композитор  Морис Джозеф Равель родился 7 марта в городе Сибир во Франции в семье швейцарского инженера автомобиле-строителя Джозефа Равеля , который помимо любви к технике очень увлекался ипанской музыкой , которую слышал на границе с Испанией где служил  и не смог забыть , передав любовь к музыке своему сыну ..Маленький Равель подобно Моцарту с младых ногтей чувствовал музыку , мог поспорить где нота фальшивая а где та самая ..

В 1882 году Равель поступает в консерваторию по классу фортепьяно ..Подающего большие надежды молодого человека заметил его учитель Шарль де Берио , известный пианист того времени и очень помогал ему в обучении и развитии таланта ..

В 1889 Равель окончил Консерваторию и полностью посвятил себя сочинению музыки ...Знакомство с родоначальником импрессионизма Эриком Сати определило направление дороги жизни по которой и пошел впоследствии молодой композитор ..Его привлекла импровизация в создании композиций , отрыв от старых канонов написания нот ..можно сказать некоторый бунт против застоявшего в исскустве болота , этакий новый ветер , перемены ..Встреча с другим композитором Рикардо Виньесоном , так же работающим в стиле импрессионизма укрепила Мориса в его выборе ..А знакомство и сотрудничество с Габриэлем Форе вдохновило его создать цикл произведений испанской мелодики ..Одна из них это " Хабанера " , далее "Пована на смерть инфанты " , "  Старинный менуэт " Но не все так сказать обрадовались тому как Равель обошелся с правилами написания музыки ..

По крайней мере в не в академических кругах , что повлияло на конкурс для получения Римской премии ..Равель безуспешно пытался ее получить но побеждали ученики Шарля Линеве ..Когда Равель попытался подать заявку в последний раз его попросту не допустили , сославшись на возрастной ценз , хотя Морис еще не достиг тридцатилетия ..Разразился скандал , получивший огромный резонанс ..

К тому времени Рааель был уже достаточно известен и широко исполняемый в Париже музыкант -новатор и этот скандал внешне никак не коментировал , зато в его защиту выступали композиторы , художники , писатели и просто  почитатели его таланта в ответ на ворчание члена жюри этого злополучного конкурса академика Эмиля Паладиля "-де.. Равель волен считать нас бездарными рутинерами , но пусть не думает что может держать за дураков "

На это один из музыкальных критиков того времени Жан Морно выпустил разгромную статью и в конце просто разнес общественность "- Ради будущего французской музыки пришло время наконец разогнать эту клику педантов , лицемеров , жуликов - этих трех ослов !- Паладия,  Дюбуа ,  Леневе, (Дюбуа являлся бессменым директором консерватории , так же состоял в членах жюри )

То есть Жан выступил против Акалемии , Консерватории и Проффесуры , этих мракобесах , вечно восстающим против новаторства , перемен и чего то живого в исскустве ..

Впоследствии все члены жюри были отстранены , а директор получил отставку с должности , так как выяснилось что победители конкурса были учениками одного и того же Шарля Леневе ..и получается он в пику Равелю продвигал "своих " а это незаконно ..

Новым директором Парижской Консерватории  стал ранее упоминаемый Габриэль Фаре и это был прорыв , открытие заржавевшего замка затхлой атмосферы в исскустве , это было начало нового времени , где нет больше истертых шаблонов и стереотипов ..

В 1905 Равель порвал и с консерваторией и с академическими кругами , и неудавшимся конкурсом и уж тем более ничуть не жалел о так и не полученной Римской премии , он все равно  победил , вопреки его недоброжелателям ..

Его известность стала еще больше , о нем всюду говорят , его буквально носят на руках его фанаты и Равель становится вторым лидером музыкального импрессионизма достигая пьедестала наравне с Клодом Дебюсси , так же знаметым композитором тех времен ..

Весьма большое влияние на творчество Равеля оказало сотрудничество с русским антрепринером и организатором "Русских сезонов Сергеем Дягилевым..

По его заказу Равель начал сочинять музыку для балета Михала Фокина " Дафнис и Хлоя " , ведущую партию которого танцевал Вацлав Нежинский ..Далее музыка Мориса понадобилась в первом испанском балете труппы Русский балет  .Дягилева " Менины , " Вальс " и конечно же знаменитое "Болеро " которое впоследствии включила в свой репертуар балерина Анна Павлова ..

Хочу рассказать более подробно о "Болеро "..

Замысел этого произведения пренадлежал балерине Иде Рубенштейн , а как его написал Равель ! Это непривычная сорасположенность частей , их строгая последовательность , повторящаеся много раз , что вызывает эмоциональную напряженность , похоже на то , когда ждешь чуда , и конечно и Мориса и Иду вдохновил испанский танец Болеро .Есть особая изюминка этого шедевра -это введение все новых инструментов по мере звучания композиции ..

Однако не только музыка и борьба с ретроградами из чиновников были в жизни великого композитора ..В ней случилась и война   с Германии 1914 года , куда как по закону подлости Равеля тоже не...пустили и на сей раз из за маленького роста и соответственно недостаточного веса , для того чтобы соответсвовать армейским стандартам..Но Равель включил все свои связи и добился зачисления в автодивизию шофером грузовика ..Прослужив три года и растеряв все здоровье был комисован ..В последствии его друг Сати шутил что в новой войне Равель будет авиатором ..в грузовике конечно ..

После войны Равель много гастролировал , был с концертами в Англии , Голландии , США,  где проникся джазом и блюзом и потом использовал его в своих новых произведениях , например если вслушаться в то же" Болеро," то можно услышать джазовые нотки .

Окончательно устав от славы , он перезжает в провинцию Монфор -Ламори и пишет там сюиту "Гробница Куперена "

Равелю в 1932 году присуждается звание почетного доктора музыки Оксфордского университета ..

Равель прожил весьма трудную но насыщенную жизнь вообще то все успев и состоявшись в жизни ..О том был ли Морис женат , имел ли семью ,мнения разные , вплоть до сведений о том , что композитор интересовался мужчинами но правды мы не узнаем ..Впоследствии Равель получил черепно -мозговую травму, попав под машину , что вызвало тяжелую неврологическую болезнь с признаками деменции ..Не удачная операция на мозг оборвала жизнь великого композитора но его творения бессмертны пока живут люди на Земле и след что оставил этот уникальный человек не исчезнет никогда ..

 

Оценить публикацию