Владимир Зарубин: волшебник с кисточкой в руках

Владимир Зарубин: волшебник с кисточкой в руках


Новогодние открытки в Советском Союзе пользовались огромной популярностью. Они были неотъемлемым атрибутом Нового года. Не было, наверное, семьи, не отправлявшей родственникам красочные почтовые поздравления. Многие коллекционировали открытки, но немногие задумывались о том, кто стоит за всем этим?

Владимир Зарубин родился в августе 1925 года в деревеньке Андрияновка Орловской губернии. Помимо него в семье было ещё двое детей – старшие братья Вениамин и Саша. Отец семейства всячески поощрял увлечения мальчиков. Самый старший интересовался точными науками, техникой. Средний был натурой романтической – сочинял стихи, музицировал.

А младший Володя с малолетства любил рисование. Благо в доме было много старых открыток и книг с красочными репродукциями. Юное дарование могло копировать картинки, развивая свой талант. Односельчане, которым довелось первыми увидеть работы мальчика, прочили ему большое будущее.

Перед войной семья Зарубиных переехала в Лисичанск. В городе было больше возможностей, как для главы семейства, так и для детей. Школа, кружки по интересам, мечты о будущем… Война внесла свои коррективы.

Братья Володи ушли на фронт, а он, будучи ещё несовершеннолетним, остался в городе. В июле 1942 года Лисичанск оккупировали немцы. Его, в числе сотен других молодых ребят, угнали в Германию. Молодёжь из СССР гнула спину на промышленных предприятиях Рура. Надо ли говорить, как издевались над ними фашисты? Постоянное чувство голода, холод и зной, измывательства надзирателей, почти ощутимый страх смерти – такими красками была расцвечена юность Володи Зарубина.

Узники рурских заводов были освобождены силами союзников. Будущий художник после возвращения на Родину вступил в ряды Советской армии. В течение 4 лет он служил рядовым стрелком при военной комендатуре.

После демобилизации Зарубин вернулся на Луганщину, позже перебрался в столицу, где служил брат.  Его взяли художником в Министерство угольной промышленности, а потом – на завод радиодеталей. Без отрыва от производства молодой человек умудрялся учиться в вечерней школе и посещать курсы художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». А дальше был Университет марксизма-ленинизма, после окончания которого Зарубин стал работать художником-мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм». Этой работе он посвятил следующие 25 лет жизни, хотя и считал её нервной и изнуряющей. При его непосредственном участии были созданы такие замечательные мультики, как «Ну, погоди!», «Маугли», «Сказка о царе Салтане», «Жил-был пёс» и ещё сотня других.

Созданием тех самых трогательных и милых зверушек на почтовых миниатюрах художник занимался параллельно с работой на киностудии. В своих зайчиков, белочек, мишек он вкладывал всю свою душу: продумывал и прорисовывал каждую деталь так тщательно, что эксперты диву давались. Что стоили одни реснички, которые наносились гуашевыми красками кистью в пару волосков!

Тираж первой почтовой открытки Владимира Зарубина вышел в 1962 году. Талантливого художника наставлял Юрий Ряховский – автор многочисленных почтовых марок советского периода.

Владимир Зарубин создавал великолепные книжные иллюстрации и мультипликационные образы, но именно открытки стали его визитной карточкой. Почтовые миниатюры с зарубинскими зверушками, гномиками и снеговиками разлетались из киосков, почтовых отделений и книжных магазинов, как горячие пирожки. В предновогоднюю пору герои его открыток часто становились украшением витрин, и редко какая стенгазета обходилась без зарубинского зайчика или белочки с характерным хитрым прищуром. Филокартисты выделили открытки Зарубина в отдельное направление.

В 1982 году художник ушёл с киностудии и стал работать в домашней обстановке, полностью окунувшись в любимое ремесло. В начале 90-х Зарубин плотно сотрудничал с одним издательством. Время было лихое, и рисованные зайчики уже не пользовались особой популярностью. Выплату гонораров Зарубину сначала задерживали, а потом в один «прекрасный» день позвонили и сказали, что фирма стала банкротом. Через несколько часов после того рокового звонка Владимира Зарубина не стало: 70-летний художник скоропостижно скончался дома на глазах у собственного сына.

На вопрос, что главное в его творчестве, человек, нарисовавший для нас Новый год, всегда говорил: он рисует своих зверушек в надежде, что это поможет людям стать чуточку добрее…

Источник: Советское кино в лицах

Оценить публикацию