Библейская легенда, написанная ради смеха?
К своим «священным книгам» верующие относятся с почтением. Никто из них не может допустить и мысли, что, к примеру, среди библейских рассказов могут быть просто анекдоты или сатирические фельетоны. Но исследователи, рассматривающие «священные писания» с критической точки зрения, находят в них не только «серьёзные» тексты.
Так, «Библия» - это не единая книга, а сборник текстов, составленных в разное время, на разных языках и совершенно разными людьми. Даже религиозные представления авторов библейских книг были разными: так, в «Книге Бытия» проповедуется многобожие, в других книгах фигурирует единый бог, но плотский и материальный, не лишённый человеческих слабостей, в третьих – некая высшая бесплотная сущность. Есть среди библейских книг мифы и предания, сборники законов, песни и стихи, сказки, исторические тексты. А есть и настоящие анекдоты, написанные в буквальном смысле ради смеха.
Такова легенда о строительстве Вавилонской башни. По-видимому, это оригинальное еврейское повествование, в отличие от ряда других библейских легенд, представляющих собой пересказы расхожих мифов и даже литературных произведений других народов. И главное доказательство этого кроется… в языке.
Название «Вавилон», в оригинале – Баб-Эль, переводится с того же ассиро-вавилонского языка как «врата бога». Однако в древнееврейском языке существовал глагол «бибель» - «смешивать». В «Бытии» текст о Вавилонской башне заканчивается так: «Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
То есть в данном случае мы имеем дело, возможно, с самым первым в истории примером шутки, известной как каламбур: забавная игра слов, основанная на их внешнем сходстве. Сам же рассказ, по мнению ряда исследователей, представляет собой весёлую сатиру, написанную еврейским автором и высмеивающую распространённый в тогдашнем Вавилоне обычай – возведение огромных башен, называемых зиккуратами. Эти впечатляющие сооружения использовались жителями города не только как храмы, но и как астрономические обсерватории. Видимо, древнееврейскому автору «Книги Бытия» строительство таких башен казалось напрасной тратой времени и средств.
Вавилон, считающийся первым в истории мегаполисом, с незапамятных времён был объектом критики. Жизнь, обычаи и привычки его обитателей сильно отличались от образа жизни во всех других окрестных населённых пунктов. В Вавилоне процветали науки и искусства, и жителям окружающих мест, быт которых был более отсталым и приземлённым, полным тяжёлого труда и лишений, вавилоняне казались людьми праздными, этакими бездельниками, купающимися в роскоши и от скуки пытающимися покуситься на могущество «творца». Бессмысленными постройками казались им и зиккураты – в некоторой степени предшественники современных небоскрёбов.
Справедливости ради нужно упомянуть, что право на роскошную и праздную жизнь имели лишь немногие граждане Вавилона, составлявшие местную элиту. Все остальные вавилоняне жили по большей части очень бедно и занимались обслуживанием той самой элиты. Но многочисленные «реднеки» и «колхозники» из окрестных деревень всё равно считали Вавилон средоточием невероятных богатств, а его жителей – погрязшими в роскоши и грехе толстосумами.