Картина Э. Делакруа "Свобода на баррикадах". Полотно, где соединились реальность и поэтическая аллегория
Эжен Делакруа родился тогда, когда Франция переживала самые серьезные изменения. Одна революция сменялась другой. На смену одному правительству приходило другое. А мировоззрение людей менялось от анархистских до империалистических.
Помимо внешних потрясений жизнь Делакруа тоже не особо была к нему благосклонна. Очень рано он решился обоих родителей. И в 16 лет ему пришлось сделать обдуманный шаг: как провести свою жизнь. Выбор пал на занятия живописью, которая была его страстью.
Эжен Делакруа (1798-1863)
Первые успехи пришлись на 1822-1824 гг., когда Делакруа начал выставляться в знаменитых парижских Салонах.
Самой известной картиной Э. Делакруа является "Свобода, ведущая народ", которая в России известна как "Свобода на баррикадах".
"Свобода, ведущая народ" (1830)
Полотно было создано после Июльской революции 1830 года, когда вновь с престола сместили династию Бурбонов. Художник был на стороне восставших, хотя и не принимал активного участия в смене власти. Однако Делакруа все же решил внести свою лепту в данное событие, создав свой главный шедевр.
В центре картины шагает Свобода в образе сильной и волевой женщины. В поднятой руке Свобода держит революционный триколор.
Считается, что образ Свободы создан Делакруа после прочтения поэмы Дж.Г. Байрона "Паломничество Чайльд Гарольда". Также у Свободы заметны черты статуи Венеры Милосской, которую незадолго до этого нашли археологи.
Был у главной героини и реальный прототип - Анна-Шарлотта, которая вышла на баррикады после гибели брата. Женщина в одиночку уничтожила девятерых гвардейцев.
Долгое время считалось, что человек буржуазного вида в шляпе, - это сам Делакруа. Позже искусствоведы пришли к мнению, что на картине изображен Этьен Араго - фанатичный республиканец и директор известного театра "Водевиль".
Революцию поддерживали многие слои населения, в том числе и рабочие, что также нашло отражение в образе одного из героев.
Рядом со Свободой художник изобразил уличного мальчишку, который также рьяно защищает революционные принципы. Его рука с оружием почти идентично повторяет жест самой Свободы.
На заднем фоне мы видим пылающий в огне Париж, а точнее - Собор Парижской Богоматери, который являлся нерушимым символом Франции до появления Эйфелевой башни.
Динамизма картине добавляют уменьшающие в перспективе детали и предметы бушующего города.
Картину нельзя однозначно воспринимать как некий реалистичный репортаж с места событий. В ней художник соединил воедино два взаимоисключающих направления: протокольную реальность и возвышенную поэтичность аллегории.
После революции картина была приобретена новым правительством, но очень быстро убрана от любопытных глаз. Дело в том, что полотно было провокационным и побуждающим к действию.
Пишите свои комментарии и подписывайтесь на мой канал.