Великий Андрей Рублев и его «Троица». Чем она отличается от других икон?

Великий Андрей Рублев и его «Троица». Чем она отличается от других икон?


Икона – это важный символ православия. Написанные на дощечках образы святых сопровождали жизнь русских людей с момента их рождения и до смерти.

Иконы можно было увидеть в каждом доме, палатах, церквях, молельнях и пр. А также во время сражений и на обочинах дорог.

Иконопись на Руси считалась верхом художественного мастерства. А художники-иконописцы пользовались огромным уважением как у простых людей, так и у бояр, и царей.

Но проблема заключается в том, что о многих иконописцах мы почти ничего не знаем, так как они не подписывали свои работы. Да и летописцы не особо старались записать имена мастеров.

Поэтому до нас дошли сведения только о небольшом количестве художников. И самым известным, конечно, является Андрей Рублев.

Жил Андрей Рублев на рубеже XIV-XV веков (около 1360 – 1428-1429 гг.). Как и большинство иконописцев, Андрей Рублев был иноком (монахом). Его обителью был Спасо-Андроников монастырь.

Уже при жизни иконы Рублева считались верхом художественного мастерства. А через сто лет лики святых кисти Рублева стали образцом для последующих иконописцев.

Но вот точные сведения о жизни самого художника очень скупы и пробелов в них больше, чем информации.

Так почти ничего не известно о детстве будущего иконописца. А это не дает возможность узнать, откуда происходил художник? Кто были его родители? И какое имя при рождении было дано ему отцом и матерью? Потому что Андрей – это имя, данное при постриге.

Первые достоверные сведения о Рублеве датируются 90-ми годами XIV века, когда он работал в артели иконописца Феофана Грека. Именно к этому периоду жизни относится и решение молодого человека стать монахом.

В 1405 году под началом Феофана Грека Андрей Рублев участвовал в росписи церкви Благовещения в Москве. Позже археологи нашли под завалами этого храма каменный блок, где была изображена голова апостола. По манере письма искусствоведы определили, что это работа кисти Андрея Рублева.

Также ученые считают, что авторству художника принадлежат такие иконы, как «Рождество Христово», «Благовещение», «Крещение». «Сретение», «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря» и «Преображение».

Особо знаменательна в этом списке икона «Преображение». Многие иконописцы чаще всего на своих полотнах момент просветления тела Иисуса Христа писали в виде лучей света, на которые обычному человеку невозможно смотреть. А вот на иконе Рублева свет исходит не только от тела Христа, но и светятся тела апостолов. И свет этот мягкий и умиротворяющий.

Лица всех участников действа направлены не на внешние детали, а внутрь себя. Тем самым апостолы и простые люди могли приобщиться к великому чуду.

Затем имя Андрея Рублева всплывает в летописях только в 1408 году в связи с реставрацией фрески Страшного суда в Успенском соборе во Владимире.

Что происходило после этого в жизни иконописца до 1422 года, историкам не ясно.

Но в ХХ веке в дровяном сарае Саввино-Сторожевского монастыря были найдены три темные дощечки. После обработки искусствоведы обнаружили на них иконы «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». И вновь специалисты по манере письма определили, что эти иконы принадлежат кисти великого Рублева.

Однако самой известной его работой является икона «Троица», написанная для Троице-Сергеевой лавры. Сюжет иконы отражает известную легенду из книги «Бытия» о трех юношах, которые посетили старца Авраама и его жену Сару. Авраам угощал гостей, понимая, что в них воплотился дух Господа.

Чаще всего в христианской традиции этих трех юношей изображали в виде путешественников с посохами.

Андрей же Рублев до минимума сократил все мирское на своей картине. На иконе нет никакого движения, а только созерцание. Три ангела сидят с задумчивыми лицами за столом. Перед ними чаща с жертвенным тельцом, в котором воплотилась душа невинного агнца, которому суждено спасти человечество.

Но главной в иконе является идея единства всех ипостасей Бога. Три ангела образуют единый треугольник. Этот треугольник вписан в восьмигранник, символизирующий вечность. И все это заключено в круг, как начало и конец, альфа и омега всего сущего.

Одежда ангелов легка и прозрачна. А сами они как бы парят над всем мирским.

Вот такой предстает перед нами самая известная русская икона авторства Андрея Рублева.

Пишите свои комментарии и подписывайтесь на мой канал.

Оценить публикацию