«Мёртвый интернет». Вернёмся ли мы в «доинтернетовскую» эпоху?
Недавно видел на одном из ресурсов интересное обсуждение. Говорили о концепции «мёртвого интернета». Её сторонники утверждают, что мировая сеть умерла (или начала умирать) в 2016 году, когда высокого развития достигли боты: если теперь они, а не живые люди, создают контент, то человеку в интернете делать особо нечего. В последние годы к ботам прибавились ещё и нейросети, возможности которых ещё выше.
Утверждение это весьма спорное. Генерация текстов и картинок ботами и нейросетями всё-таки имеет мало общего с деятельностью живых людей. Однако и полной глупостью назвать эту гипотезу нельзя: ведь частично «цифровые пользователи» уже заменяют людей, в связи с чем в некоторых крупных журналах недавно произвели массовое увольнение работников. А главное – интернет начал умирать задолго до появления ботов и нейросетей.
Началом кризиса интернета можно считать рубеж «нулевых» и «десятых», когда государство в ряде стран, куда относится и Россия, стало делать первые попытки вмешиваться в него и контролировать. До этого интернет воспринимался как пространство исключительной свободы, отличная альтернатива «традиционным» сми, которые уже давно были захвачены государством и крупными корпорациями. Вмешательство властей (в первую очередь диктаторских) в работу телевидения привело к его полной деградации, и то же самое сейчас, возможно, происходит с интернетом.
И тут возникает вопрос: не может ли случиться так, что человечество частично вернётся в «доинтернетовскую» эпоху? Возможность вернуть к жизни старые методы коммуникации кажется очень соблазнительной, ведь государство и корпорации не вмешиваются в эту сферу по причине её «неактуальности».
Как это может выглядеть? Вот, к примеру, музыка, фильмы, видеоролики. Крупные площадки (YouTube, Яндекс-музыка и др.) «отменяют» неугодные властям произведения, блокируют доступ к «запрещённому» контенту. В настоящий момент процесс имеет лишь локальный характер: пока ещё существуют независимые ресурсы, возможность размещать материал на своих страницах в соцсетях; если тебя «отменили» на одной площадке, то сохранят доступ на другой. Однако если «закручивание гаек» в сети будет идти и дальше, то в конце концов в интернете не останется ни одной площадки, которая не была бы подконтрольна «высшим силам». В этом случае музыканты и создатели фильмов будут распространять свои произведения на физических носителях – как это было до наступления «эпохи общедоступного интернета». Это будут, конечно, не магнитные кассеты и даже не диски – в современных компьютерах нет дисководов. Скорее всего, такими носителями будут флешки, которые в наше время продолжают активно использоваться.
Кстати, музыкальные альбомы на флешках активно выпускались в начале 2010-х годов. Россию это явление мало затронуло, но за рубежом такая практика пользовалась определённой популярностью.
Так что у нас есть реальная возможность «вернуть свой две тысячи седьмой». При этом флешки с музыкой, фильмами, играми и литературными произведениями будут распространяться не в крупных сетевых торговых центрах, принадлежащих олигархам и государственным функционерам, а в небольших магазинах, ларьках, передаваться из рук в руки и т. д.
Всё написанное кажется неправдоподобным и даже бредовым. Однако похожим образом в СССР в своё время произошёл всплеск «самиздата». В стране нелегально издавалось множество рассказов, повестей и романов, философских трудов, авторами которых были запрещённые писатели и мыслители. А запрещённые музыканты таким же «подпольным» образом записывали и распространяли кассеты со своими песнями. Не оправдались и «разумные» предположения, высказывавшиеся в разных странах в пятидесятые годы, о том, что человечество в скором времени окончательно перестанет читать – книги и газеты, дескать, полностью заменит телевидение. Проходили годы и десятилетия, но книжная, журнальная и газетная продукция продолжала пользоваться широким спросом: все телеканалы и радиостанции, предприятия сами по себе очень дорогие, принадлежали государству и крупному бизнесу, в отличие от дешёвых и многочисленных печатных «носителей».
Впрочем, будем надеяться, что нарисованная картина так и останется нашей бурной фантазией.