Остров Бали

Остров Бали


В состав Индонезийского государства входят: Бандунг, Батам, Беноа, Бинтан, Денпасар, Джакарта, Джимбаран и, небольшой по площади в 5416 квадратных километров, остров Бали.

Небольшой по размеру, входящий в состав малых Зондских островов, называется островом «Богов». Нигде вы не найдете такое большое количество священных храмов, в которых ежедневно проводятся молитвенные церемонии, произносятся слова благодарности в честь умерших предков, чувствуется терпкий запах ладана, звучат молельные песнопения на индуистском санскрите во имя Высших сил, а ларцами для благотворительных сборов служат корзины, плетеные из пальмовых листьев.

Жители острова постоянно признательны Матушке природе за то, что живы, а Богам за то, что сумели одержать победу добра над злом, так как сам остров постоянно «испытывает» на себе вулканическую активность двух действующих вулканов Агунг и Гунуг-Батур на протяжении многих сотен лет.

Самым священным, состоящим из 86 отдельных святилищ, построенным еще в 10 веке нашей эры, является храм Pura Besakih, в переводе означающий «Мать храмов», выстроенный на западном склоне вулкана Агунг и занимаемый по площади более 150 тысяч квадратных метров. Остов храма согласован с главной осью горы мира, вокруг которой, по преданиям, вращается Вселенная, а вершина горы устремлена ввысь на 3142 м. Все остальные храмы, большие и малые постройки «повернуты» торцевой частью к ней.

Местные жители осознанно ложатся спать головой к горе Агунг, из-за чего постоянно практикуется даосский обычай условного освоения пространства, проще говоря Фэн-шуй. Не прекращающийся поток туристов не только не разрушает остров, а наоборот, благотворно влияет на Сокровищницу Индонезийского архипелага и в этом заслуга самих балийцев, так как положительный потенциал энергии островитян появляется во сне и «устраняет» все отрицательное, накопленное за день.

Основателем храма Пура Бесаких считается монах Рси Маркандья, прибывший с острова Ява в 8 веке. Сопровождаемый четырьмястами последователями веры Агама Хинду Дхарма, начал не только поклоняться Питру Пакша, умершим предкам и прославлять буддийских святых, но выбрал среди местного населения глав общин, называемых банджар, приказав им соблюдать все ритуальные обряды и благоустраивать территории.

Некоторые части храма – лестничные ступени, алтари, выложенные более двух тысяч лет назад, служили местом жертвоприношения диких и домашних животных: обезьяны и тигра, буйвола и коровы. Каждый новоиспеченный балийский король считал своим долгом возвести возле священного храма новые постройки, чтобы не только увековечить себя в летописи, но и «умаслить» богов.   

Помимо двух выше упомянутых вулканов, на Бали много других, которые отвечают за сейсмический темперамент планеты, выбрасывая лаву и пепел. Самым популярным вулканом, охваченным самовоспламеняющимися сернистыми газами, именуемыми сульфатанами, в темноте искрящимися синим цветом, можно назвать вулкан Иджен. Самый яркий вулканический комплекс острова Ява, знаменит кратером, наполненным горячей сернистой кислотой. Водоем Кавах Иджен в диаметре имеет километровую длину, а в глубину, двухсотметровую бездну. Спектральный окрас воды меняется постоянно и несколько раз в день, принимая светло-молочный, бирюзовый или зеленый цвет. Островные работяги, не боясь получить токсичный сульфатный ожог, живущие не более 30 лет из-за тяжелого и малооплачиваемого труда, в день переносят до 150 килограмм серы в плетеных корзинах на своих плечах. Ничем не защищая дыхательные пути, вряд ли согласятся на другую работу, так как их профессия считается элитной.   

Индуизм балийцев трудно назвать чистым в вероисповедании, каким оно представлено самими индусами Индии. В нем присутствуют местные аниминистические обычаи, прописанные еще в 14 веке в древнем яванском трактате Танту Паджеларан. Трактат наполнен чудесными сказаниями о возникновении острова Ява, притеснении мусульманской армией королевства индонезийских островов, появлении явайской культуры и декоративно-прикладного искусства индонезийского государства.    

Большинство аборигенов, обретя независимость от колониального голландского господства на основании 29 статьи Конституции, акцептованной в 1945 году, принявших индуистскую веру, поклоняются герою древнеиндийского эпоса Арджуну, Верховному Богу Вишну, Богу Творения Ганеши, Верховному Богу в шиваизме Шиве и его супруге Парвати и множеству других высших сил, которые помогают простым смертным в их повседневных делах, при рождении и земных радостях.

Но 15% балийского общества составляют исламисты, прибывшие для проживания на остров из европейских государств и стремящиеся ввести монотеистическую религию. Их контроль был направлен на подавление религиозной и культурной свободы балийцев, принявших индуизм. Несколько террористических актов устроенных богатыми предпринимателями и землевладельцами в 2002 и 2005 годах, сильно сказались на экономике острова, повлияли на спокойную жизнь островитян и унесли жизни 228 человек.

В современные дни балийский индуизм официально признан Министерством религии Индонезии, имеет много различных терминов, каждый из них интерпретируется по-своему.

Все этнические ценности передаются на Бали из поколения в поколение, в каждой семье свято чтутся семейные обряды и ритуалы в виде духовных церемоний, священных обрядностей и религиозных символов. Чтобы дети росли умными (манасика), умели чисто и правильно говорить (вачика) и вели себя надлежащим образом (кайюка), проводят освящение водой, поливая ею голову младенца, омывая маленькое тельце сразу, после рождения, которое первые 105 дней является божественным, затем, ребенок должен выпить освященную воду. Тринадцать санскар (таинств) от рождения до самой смерти, должен принять новорожденный и в течении всей своей жизни пройти важные ритуалы от первого принятия твердой пищи до полового созревания и брака. Рассматривая человеческое тело, как временный сосуд, в котором хранится душа, по мнению островитян, свято верящих в реинкарнацию, после земного существования тело умершего подвергают двойному захоронению.

Усопших, более зажиточные балийцы, хоронят в храмах, где и совершают обряды. В деревнях такой обряд сожжения проходит не сразу, после смерти, а после длительного пребывания человеческого тела в земле, когда мышечные и хрящевые ткани умершего, а также кожа, не примут вид мумии. Выкопав покойника из могилы, его останки и кости промывают в море, затем сжигают на костре с применением сильных горелок и полученный пепел, выложенный на чистый саван, обсыпают цветами, сверху раскладывают пищу и, согласно предпочтениям умершего, в его земной жизни, добавляют некоторые предметы, учитывая увлечения покойного. Саван со всем этим содержимым заворачивают и перезахоранивают на морском дне.

Такой похоронный ритуал придуман неспроста, так как после земной жизни, человеческая душа, покинувшая тело, должна пройти очищение с помощью четырех стихий: земли, воды, огня и воздуха. Иначе, райская жизнь ей просто заказана.

Во время погребальной церемонии никто не плачет, а все родственники, друзья и знакомые, хорошо знающие покойного, поют песни, слушают проповедь священника, молятся не более 15 минут и угощаются заранее приготовленными яствами.

Все жители острова при рождении разделены на четыре кастовые группы, называемые «вангса». Первые три вангсы помогают распределить благородные слои населения на три верхние касты. К ним относятся учителя и священники, именуемые «брахманами»; воины и правители – «кшатриями»; торговцы разных профессий – «весьями», наиболее распространенное название этой касты – «густи». Большая часть всего населения Бали – простые смертные или рабочий люд, именуемые «шудрами». Из этого слоя выделяется особый клан умельцев и кузнецов, титулованный «пандесами».

Чтобы никого не обидеть из того или иного сословия, с местными жителями лучше разговаривать на бахаском языке, не зная оного, желательно обратиться к человеку с помощью переводчика.

Питаются балийские индусы, принадлежа к разным слоям населения, по-разному. Брахманы и кшатрии не готовят пищу из говядины, не приобретают еду на общественном рынке и не питаются в уличных кафе, не пьют алкогольные напитки и не пробуют фрукты из подношений. Балийцы презирают мясо животных, рептилий, пресмыкающихся и хищных птиц. Лучшей едой для них считаются блюда, приготовленные из морепродуктов, пресноводной рыбы, овощей и фруктов, курицы или свинины. 

Для жителей Бали, основной возводимой культурой является рис, который растет на многоступенчатых ирригационных террасах сельскохозяйственных общин Субак, в глинистой почве, залитой водой. Рис – это священный сорт растения, посланный на землю богами более двух тысяч лет назад, «колосящийся» стройными рядами и возводимый человеком вручную, охраняемый Организацией Объединенных Наций ЮНЕСКО и переливающийся изумрудными цветами на солнце. Рис очень питательный, вкусный, годен для приготовления многочисленных блюд, растет, в основном, в районе Джатилувих. Водная, орошаемая система, продуманная тщательным образом, выстроена таким образом, чтобы влага, стекаемая по многочисленным каналам, искусственным водопадам и тоннелям, позволяла четыре раза в год собирать богатый урожай. Божественным хранителем рисовых плантаций считается богиня земледелия и процветания Деви Шри, для которой выстроено маленькое святилище. Полюбоваться рисовыми террасами можно за сорок тысяч рупий.

Помимо рисовых террас на балийском острове много живописных водопадов, черпающих свою бурлящую энергию из малых ручьев, полноводных горных рек и собирающихся в отдельные русла, чтобы с высоты птичьего полета низвергнуться вниз на большие валуны и маленькие каменистые уступы.

Самым важным и живописным, предназначенным не только для экзотических фотосессий и романтических свиданий, но и одиночного медитирования, является Водопад Канто Лампо. К нему ведет прочный спуск, украшенный разноцветными балийскими зонтиками.

Вторым по величине, громогласно возвещающем о своем местонахождении, считается тридцатиметровый водопад Тибумана. Его медные, ледяные струи собираются в единое целое в небольшой чашевидной лагуне. Окруженный папоротниками, хранит под своей завесой святой источник и разбивается в сезон дождей на два стремительных потока.

Сквозь непроходимые заросли, в русле небольшого ручья, пробиваясь сквозь узкое ущелье, в солнечный день отсвечивающий многогранными бликами, льется и удивляет своей красотой Водопад Тукад Чепунг.

А в северной части экзотического острова, прячась в зарослях плотных джунглей, бьет отвесной стеной мощного водопада 80-ти метровый «слой» воды Секумпула.

Есть и другие, небольшие, но не менее значимые водопады с прозрачной и чистой водой, приглашающие под свои «своды» поплавать, отдохнуть от суетливой жизни городов и оставить в своей душе неизгладимый след от величия и щедрости Матушки Природы.   

На Бали полно пляжей, есть чистые с белым песком, есть погрязней, с разной инфраструктурой, но народу не протолкнуться, большинство из них предназначены только для покорения водной стихии на доске для сёрфинга, так как высоченные волны с трехэтажный дом не дадут просто заплыть и спокойно поплавать. Пляжные балийские спасатели зорко следят за действиями в воде беспечных туристов и выгоняют на берег особенно отчаянных, так как несчастные случаи с иноземцами никому не нужны.

Возле каждого пляжа полно раскинувшихся бунгало, раскладных шезлонгов, дорогих и дешевых отелей, кафе и ресторанчиков, рассчитанных на разные кошельки и предпочтения отдыхающих.

Трехгранный союз коралловых рифов возле берегов Индонезии, Филиппин и второго по величине острова в Мире, Папуа-Новая Гвинея, стал мировым лидером в области освоения биологической жизни океана. Акватория региона насчитывает более шести сот коралловых рифов и более трех тысяч рифовых обитателей: лучеперых рыб, растительноядных зебрасом, иглобрюхообразных спинорогов, морских черепах и многих других подводных жителей, наделенных уникальными особенностями, помогающими им выживать в любой агрессивной среде, а также питаться разными растениями и микроорганизмами.

На острове господствуют два летних сезона. Один орошается тропическими ливнями, другой иссушается горячим солнцем. Тридцатиградусная жара лишь в горных местах опускается на 5 - 7 градусов. Богатая растительность поражает видами флоры, произрастающей во влажных тропических, дождевых и экваториальных лесах, находящихся в центре двух континентов. Здесь много субальпийской растительности, бамбуковых, банановых, апельсиновых, фиговых и фикусовых рощ, вьющихся ротанговых пальм с пористой структурой стебля; деревянистых побегов, поднявшихся в высоту 40 – 60 метров, называемых Диптерокарпусами; вечнозеленых и сезонных лиан; сандаловых, семейства бобовых, с красной структурой древесины, эбеновых и тиковых деревьев. А сколько растет травянистых, лечебных и цветковых растений, являющихся настоящим Клондайком для ботаников и ученых. Мангровые заросли, с недавних пор, начали охраняться Законом.

 Среди всей плеяды зелени пестреют красочным оперением редкие и эндемичные пернатые, оглушающие своими звуками, пением, криками и щебетом туристов и местных жителей. Серые макаки, не боясь толпы путешественников, выпрашивают вкусные угощения, ловко «шарят» по карманам, выхватывают из рук фотоаппараты и телефоны, иногда, кусают обидчиков, не желающих проявлять к ним уважение. Разнообразные змеи, драконы и вараны с флегматичным видом запросто могут напасть, поэтому лучше гулять в тех местах, где есть проложенные тропинки, следуя за профессиональным гидом.

Есть на Бали и крокодиловая ферма. Находящаяся в центре внимания, выделяется среди остальных достопримечательностей. На ней разводят несколько видов древних и опасных рептилий. Умелые йоги любят своих грозных питомцев, почитают их и на показ устраивают экстремальные шоу, от которых замирает сердце, а кровь просто стынет в жилах. Дружба человека и крокодила является их основным секретом. Гуляя между загонами крокодилов, без опытного проводника, кормить аллигаторов запрещается.

Возле самой фермы торгуют, умело выделанными из крокодиловой кожи, товарами легкой и обувной промышленности.

В открытых водоемах острова Бали и дельфинариях с морской водой резвятся, играют, кормятся и проводят утреннюю гимнастику афалины, длинноклювые стенеллы и серые дельфины. На островном курорте Ловина приезжие занимаются дайв