Истинный смысл притчи о фараоне и рабах: принуждение и свобода

Истинный смысл притчи о фараоне и рабах: принуждение и свобода


В сети очень любят цитировать одну старую притчу, героев которой сравнивают с современным обществом. Что ж, сравнения эти кажутся не совсем корректными. Чему же на самом деле учит этот рассказ?

Напомню его. Древний Египет, вот уже несколько лет идёт постройка очередной пирамиды. Перед стройплощадкой стоит фараон со своими приближёнными, вздыхает и сетует: «Рабы совсем от рук отбились, ленятся, саботируют стройку, водку пьянствуют и дисциплину хулиганят, даже бунтовать начали. Ой-вэй, видимо, не видать мне пирамиды, как своих ушей!». И тут главный жрец говорит: «Не падай духом. Я тут придумал одну штуку. Завтра утром прикажи всем рабам собраться в одном месте».

На следующий день все рабы собрались. С согласия фараона главный жрец провозгласил: «Товарищи рабы! С этого момента вы объявляетесь свободными! Можете собирать свои пожитки и отправляться домой! Больше никто вас не имеет права принуждать к чему бы то ни было. А рабочий персонал на стройку пирамиды теперь будет набираться на добровольной основе. Все, кто имеет желание, могут наниматься на стройплощадку. Работать при этом вы будете строго отведённое количество часов, у вас будут выходные и отпуска, а самое главное – ваш труд теперь будет оплачиваться. За каждый принесённый камень каждый работник будет получать одну монету. Деньги вы можете потратить на всё, что вашей душе угодно».

После этого работа потекла в бешеном темпе. Все рабы, ставшие свободными, тут же устроились на стройку и понесли камни. Многие брали в руки даже по нескольку камней за раз, некоторые смастерили повозки, чтобы перевозить сразу небольшие горы камней. Пирамида поползла вверх, фараон радовался. И радовались бывшие рабы, которые теперь чувствовали себя свободными, да ещё и богатыми.

 

Эту притчу обожают не слишком умные критики современного свободного мира, чьи остатки мозга испорчены теориями заговора и преступной авторитарной пропагандой. Дескать, тайное мировое правительство даёт людям лишь иллюзию свободы, благодаря чему они с удовольствием отдают себя в рабство современным фараонам. Беда таких людей в том, что они в принципе не признают наличия у обычного человека свободы воли: если какой-нибудь дядя Вася поступает вот этак, значит, он однозначно находится под действием пропаганды («правильной» или «вражеской»), некоего гипноза или манипуляций «тайных сил». Это явный бред: любой человек во всех своих действиях руководствуется преимущественно собственными интересами, а не внешними влияниями.

Притча же говорит совершенно о другом. Ясно, что повествует она о свободе и принуждении. Любое принудительное действие имеет очень слабый эффект или не имеет его вовсе. Достаточно посмотреть на наше недавнее прошлое. Труд в СССР был принудительным, но производительность советской экономики была очень плохой: страну сопровождал вечный дефицит всего и вся (кроме разве что оружия и – в самые лучшие годы – некоторых наиболее базовых товаров), а продукты питания, даже банальное зерно, приходилось импортировать (и это в аграрной стране!). А введение «сухого закона» в разных странах мира имело лишь один результат: расцвет подпольного производства спиртного (преимущественно низкого качества) и повальный алкоголизм. Принудительная христианизация различных народов в средние века – тоже подходящий пример: принятие «правильной веры» в этом случае происходило лишь внешне, и христианизированные народы ещё долгое время фактически оставались язычниками.

Другое дело – свободное волеизъявление, да её и подкреплённое (как в притче) материальными стимулами. Каждый участник процесса сам решает, нужно ли ему этим заниматься, какую ношу на себя брать, сколько времени посвящать работе. Очевидно, что далеко не все бывшие рабы останутся на стройке до самой смерти: многие заработают нужные им деньги и уволятся, они займутся другими делами или просто будут наслаждаться жизнью. Теперь они работают не на фараона, а на себя, фараон же является для них просто клиентом.

Да, некоторые фараоны содержат своих рабов в достатке и более-менее достойно с ними обращаются. Однако достаток всё равно исходит от фараона, который в любой момент может его забрать, и точно так же вежливое отношение к рабам может смениться дикой злостью и жестокостью. В новых условиях это невозможно: фараон теперь не может отобрать у строителя заработанное богатство, да и проявлять по отношению к нему беспредел не имеет права. А если фараон хочет, чтобы строители работали больше и быстрее, то он обязан повышать оплату и улучшать условия труда.

Я, можно сказать, тоже один из этих строителей. Точно так же я таскаю камни и обслуживаю фараонов. Однако я занимаюсь и другими делами, и никакой фараон мне этого не запрещает, тем более что на эти занятия у меня есть материальная возможность. Возможно, в рабстве у некоего «доброго фараона» я жил бы сытнее, имел бы получше жильё и ходил бы в шёлковом наряде, но это совсем не то, чего я хотел бы от жизни. В состоянии рабства я не имел бы многих других вещей, гораздо более важных для меня. И сейчас я в любой момент могу прекратить таскать камни и уйти от фараона.

Кстати, вот из этой моей статьи можно узнать, почему нет смысла кому-то завидовать, даже фараонам: https://dzen.ru/a/ZRrfm49FaRPAVBpT?referrer_clid=1400&. 

 

 

Оценить публикацию