Какая трагедия скрыта за картиной Саврасова «Грачи прилетели»

Какая трагедия скрыта за картиной Саврасова «Грачи прилетели»


Художник Алексей Саврасов каждый год с упоением ждал прихода весны. Мастер верил, что когда природа пробуждается от зимней спячки, вместе с ней у человека появляются силы двигаться дальше несмотря на жизненные обстоятельства. 

С приходом любимого времени года Саврасов бросал всё, и бежал писать пейзажи. Своих студентов он отправлял в Сокольники, чтобы те учились взаимодействовать с окружающим миром, и переносить чувства на холст. Сам художник любил ездить по отдалённым уголкам Подмосковья и Ярославской области, где заряжался вдохновением к созданию новых шедевров. 

Начиная с 1870 года, Саврасова настигла череда неприятностей и трагических событий, которые сильно повлияли на его творчество. Художника вместе с семьёй выселили из квартиры, так как у училища не хватало средств для содержания казённого жилья. Саврасов с женой и детьми был вынужден на некоторое время оставить преподавательскую деятельность, и отправился путешествовать по Волге. 

В 1871 из-за сильной простуды, супруга Саврасова Софья родила раньше положенного срока, и девочка скончалась, прожив всего несколько дней. Пейзажист очень переживал трагедию, и в этот период им был написан набросок картины «Могила на Волге». Законченное полотно он представит публике только через три года. 

В этом же году на выставке передвижников Саврасов выставляет картину «Грачи прилетели», которая на самом деле не является гимном весне, а за её сюжетом спрятаны подавленное состояние и жуткая депрессия, связанные с потерей ребёнка. 

Действительно, «звонящие» во все голоса грачи, покосившиеся избы и старая церковь не могут вызывать светлых чувств, несмотря на многообещающую атмосферу, наполненную воздухом. Напротив, хочется выть от тоски, подпевая птицам. 

На выставке полотно произвело настоящий фурор. Критики назвали художника основоположником русской пейзажной живописи. Но несмотря на все заслуги, Алексей так и останется «художником одной картины». 

В период творческого подъёма Саврасов мог зарабатывать и откладывать деньги, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Но он этого не делал, а скитался по кабакам, и спускал заработанные рубли. 

Пока он как стрекоза из басни кутил и веселился, ему на смену пришли новые таланты: Репин, Левитан, Перов, чьи полотна были наполнены обличительным пафосом, и продавались со скоростью света. Алексей пытался написать что - то подобное, и создал свой вариант «Бурлаки на Волге», но признания картина не нашла. 

Вскоре от художника ушла жена. Саврасов так и не смог создать что - то лучше «Грачей», и это сломило его окончательно. Деньги он зарабатывал тем, что переписывал знаменитое полотно, и продавал по 3 рубля за штуку. Вместо еды он опять же покупал алкоголь, и вскоре превратился в нищего, никому не нужного пьяницу. 

Он, ежась, выложил целковый.

В ночи маячил рваным пледом.

И всё ж — согнул себя подковой,

Прозрел, ослепнув напоследок.


За несколько лет до своей смерти художник одумался, и даже завёл новую семью. Но из-за зависимости его здоровье сильно пошатнулось. Свои последние работы он писал на половину ослепшим, а кисть держал дрожащими руками. 



Оценить публикацию