«Киберсин» (1970): как президент маленького скромного Чили строил государство будущего

«Киберсин» (1970): как президент маленького скромного Чили строил государство будущего


Государство, управлением которого занимаются компьютеры и искусственный интеллект, а не армия коррумпированных и неэффективных чиновников… Даже сегодня, в годы небывалого развития технологий, это всего лишь научная фантастика, некий образ идеального государства будущего. Однако будущее могло наступить ещё пятьдесят лет назад, причём не в США, Японии или Европе, а в маленьком и тогда ещё не особо богатом Чили.

Пришедший к власти в 1970 году президент Сальвадор Альенде был социалистом. При нём в Чили стали строить настоящий социализм – правда, совсем не похожий на унылую советскую действительность. Во-первых, социализм этот был «с человеческим лицом» - с частной собственностью и гражданскими свободами. А во-вторых, «товарищ президент» (как он сам хотел, чтобы его называли) Альенде был убеждённым технократом и вознамерился построить государство нового типа, причём исключительно в интересах простых людей.

В те далёкие годы компьютеры уже существовали, но по большей части представляли собой огромные шкафы, занимавшие несколько комнат и управлявшиеся с помощью перфокарт. Нечто похожее на нынешние ПК появится только в 1972 году, примерно тогда же вышли первые игровые приставки.

Тем не менее даже имевшихся скромных технологий хватило «товарищу президенту» для создания первой в мире системы компьютерного управления государством. А помог ему в этом английский программист и кибернетик Стаффорд Бир, приглашённый в Чили. 

Конечно, искусственного интеллекта в то время ещё не существовало, и в системе, названной «Киберсин», «живые» работники всё-таки использовались. Суть системы состояла в том, что пять сотен предприятий страны с помощью телексов (абонентских телеграфов) объединялись в общую сеть. Информация от них поступала в комнату управления, которая находилась в президентском дворце. Имелись четыре уровня управления – предприятие, отрасль, сектор экономики и глобальный уровень. Предприятия могли мгновенно извещать центр об имевшихся проблемах – и они оперативно решались. Для работы в комнате управления требовалось всего несколько сотрудников. Получалось, что всего несколько человек управляли экономикой целой страны.

Поскольку «Киберсин» к тому времени только появился, он был несовершенен. Информация от предприятий нередко поступала с опозданием. Однако со временем система могла прийти в порядок, если бы в Чили не произошёл государственный переворот. Впрочем, даже с имевшимися недостатками «Киберсин» был полезен. К примеру, во время общегосударственной забастовки с помощью «Киберсина» удалось наладить поставки продовольствия в столицу, установив связь с 200 грузовиками, оставшимися верными правительству.

Но Альенде хотел реализовать и настоящую «прямую демократию». Для этого при содействии того же Стаффорда Бира был разработан особый прибор, который выдавался каждому гражданину Чили. С его помощью он мог мгновенно реагировать на любое решение правительства, голосуя за или против его принятия.

Итак, в уже достаточно далёком прошлом в социалистическом Чили было практически построено «государство будущего» - с кибернетическим управлением экономикой и «прямой демократией». Однако дни Альенде и его режима были сочтены: в стране вспыхнул государственный переворот, в результате которого власть захватил Пиночет. Он начал строить кровавую диктатуру, а поддержавшая его «элита» принялась беззастенчиво грабить страну. Обнищавший народ подвергался репрессиям, людей лишили элементарных прав. А «Киберсин» Пиночет объявил ненужным, поскольку носил эгалитарный (демократический) характер и покушался на всевластие «элиты».

С тех пор ни в одной стране мира не было внедрено что-то подобное. Будущее так и не наступило, сменившись слегка модернизированным «настоящим».

Оценить публикацию