Европа светится сама?
После того, как выяснилось, что на Марсе, похоже, жизни нет, самыми перспективными местами для её поисков остались спутники планет-гигантов, особенно Юпитера и Сатурна. В основном потому, что для жизни нужна вода. А уж чего-чего, а воды на спутниках гигантов много, почти все они покрыты ледяной корой, и у многих под этой корой точно есть океаны.
Один из самых перспективных для поиска жизни — спутник Юпитера Европа. Именно туда, в частности, и намечено послать в 2030-х годах миссию Europa Clipper. Но космическая миссия — мероприятие не из дешёвых, поэтому учёным хотелось бы заранее знать, что ожидает их посланца.
Ну а поскольку лёд, которым покрыта Европа — он и у Юпитера лёд, посмотреть, как он будет себя вести в условиях, приближённых к европеанским, можно и на Земле. Объяснение странностям, замеченным в районе экватора Европы, учёные нашли. А ещё они попытались выяснить, как, собственно, будет выглядеть для космического зонда европеанский лёд.
Дело в том, что Европа находится внутри весьма мощного магнитного поля Юпитера, которое разгоняет заряженные частицы — в основном, электроны, — и бомбардирует ими спутник. А ещё там очень холодно. То есть Европа фактически находится внутри холодильника-ускорителя. Именно эти условия исследователи и попытались воспроизвести на Земле.
Учёные брали лёд как из дистиллированной воды, так и из растворов солей, которые можно ожидать в подлёдном океане, помещали его в вакуум при -173 °С, и обстреливали потоком электронов. Довольно неожиданно выяснилось, что в таких условиях лёд начинает слабо флуоресцировать. Причём хлорид натрия флуоресценцию ослаблял, а сульфат магния — усиливал.
Свечение это, впрочем, очень слабое, и чтобы его обнаружить, зонду понадобятся весьма чувствительные фотометры, причём измерения нужно будет проводить над ночной стороной спутника. Зато они позволят выяснить содержание солей во льде и уточнить состав подлёдного океана.
Правда, экспериментировали учёные со льдом недолго, всего около 20 секунд на каждый образец, а Европа летает в «ускорителе» уже миллиарды лет и неизвестно, продержалась ли флуоресценция так долго. Да и вообще неизвестно, сколько там тех солей в европеанском льду и будет ли заметен эффект. Но в любом случае попытка — не пытка, и если она удастся, результаты будут весьма ценными.