Как может выглядеть жизнь на Титане
Титан, спутник Сатурна, хоть для Солнечной системы и весьма экзотичен, но парадоксально похож на Землю — там есть весьма плотная атмосфера, есть реки и глубокие моря, есть пустыни с песчаными бурями. Даже климат есть, с присущими ему сезонами, а весной идут дожди. Правда, «сделано» всё это совсем не из того же, из чего на Земле — реки и моря из жидких метана, этана и азота, пустыни из асфальта, скалы из водяного льда. Но представить себе такой на первый взгляд похожий на земной пейзаж обитаемым весьма соблазнительно. Не удалось избежать этого соблазна и учёным.
Проблема только в том, что для жизни, хоть сколько-нибудь похожей на земную, весь этот титанический пейзаж просто не пригоден. И дело тут не только в морозе в -178 °С, но и в том, что любым биохимическим реакциям требуется растворитель, среда, в которой они могли бы протекать. На Земле это вода, а вот на поверхности Титана вода хоть и есть, но при таких условиях она в растворители не годится, представляя собой весьма твёрдый минерал. Зато в жидком виде на Титане в избытке присутствует метан, тоже неплохой растворитель.
На нём-то и попытались исследователи основать гипотетическую биохимию, и начали с такого важного структурного элемента, как клеточная мембрана, отделяющая биохимическую «кухню» от внешней среды и не позволяющей необходимым для жизни компонентам просто разбежаться кто куда. Земные мембраны состоят из фосфолипидов, самопроизвольно образующих в воде пузырьки, весьма похожие на клетки. Однако в жидком метане фосфолипиды по многим причинам на роль мембран не годятся. Зато примерно как фосфолипиды в воде в жидком метане ведёт себя акрилонитрил.
То, что все нужные для его образования компоненты — углеводороды и цианиды — на Титане есть, было известно весьма давно, но само вещество обнаружить не удавалось. До тех пор, пока астрономы не залезли в данные, полученные при направлении в сторону Титана для калибровки радиотелескопа ALMA.
Оказалось, что в 2014 году телескоп смог таки разглядеть на спутнике давно разыскиваемый акрилонитрил, причём самая большая его концентрация наблюдается высоко в атмосфере, в 200 километрах над уровнем метанового моря. Видимо, там он под воздействием излучения Солнца и Сатурна и образуется. Но рано или поздно дожди смывают его в моря, причём в количестве, вполне достаточном для образования на каждый кубический сантиметр моря 30 миллионов «протоклеток».
Впрочем, такие «клетки» — ещё далеко не жизнь, ведь главное в жизни — не мембрана, а наследственная информация, а вот как она может выглядеть в такой среде, пока нет даже предположений.