Откуда на Юпитере жара?
Газовые гиганты — потому и гиганты, что они очень велики. И атмосферы у них очень плотные, и происходящие там процессы, в отличие от процессов в атмосферах землеподобных планет, от излучения от звезды зависят довольно мало. Ну, во всяком случае, если планета — не «горячий юпитер», вращающийся к звезде ближе, чем Меркурий к Солнцу. Но для Солнечной системы это не актуально, её газовые гиганты — Юпитер и Сатурн — от Солнца очень далеки.
Юпитер, хоть и ближе Сатурна, от Солнца всё же далёк и получает от него всего около 4 % того излучения, которое доходит до Земли. Казалось бы, там должно быть гораздо холоднее, чем на Земле, да и модели дают температуру верхних слоёв очень мощной юпитерианской атмосферы где-то в районе -70° С. Однако прямые замеры дают результаты гораздо выше — местами на сотни градусов.
Учёные из Японского космического агентства предположили, что причиной такого огромного разогрева могут быть полярные сияния — магнитное поле Юпитера тоже намного мощнее земного, так что и взаимодействовать с потоками частиц, долетающими от Солнца, оно будет гораздо сильнее.
Астрономам и в самом деле удалось подтвердить свою гипотезу — изучив данные о температуре верхних слоев атмосферы Юпитера, они обнаружили, что в самой области никогда не затухающих полярных сияний атмосферные газы раскаляются до 700° С, а от полюсов ветер постоянно уносит раскаленный газ в сторону экватора, причём иногда этот процесс ещё и изрядно усиливается, вызывая волны и вовсе аномальной жары, исходящие от полюсов.
Проследив одну из таких волн шириной 130 000 километров — десять диаметров Земли, — двигавшуюся от северного полюса со скоростью почти 300 метров секунду, исследователи обнаружили, что энергия солнечной плазмы и в самом деле очень эффективно превращается в тепло, которое быстро уходит к экватору, причём такие волны весьма склонны к взаимному усилению, превращаясь в потоки аномальной даже для Юпитера жары.